Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

225 В. В. Сухарева Факультет иностранных языков, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева ИНФОЦЫГАНСТВО КАК ФЕНОМЕН ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА Активное развитие цифровых технологий послужило тому, что в настоя- щее время интернет-пространство стало отдельным миром со своими социаль- ными отношениями и инновационными явлениями. Одним из таких явлений является «инфоцыганство» – понятие, о котором слышал каждый человек XXI века. Однако является ли это явление следствием цифровизации, или, быть может, мы имеем дело с новой формой понятного стремления к материальному обогащению посредством обмана? Для начала рассмотрим термин «инфоцыганство». В широком смысле, «это люди, которые продают свои продукты (книги, курсы, тренинги, чек- листы), не несущие ценности» [1]. Инфоцыганами чаще всего выступают бло- геры, бизнес-тренеры, коучи, мотиваторы, деятельность которых заключается в распространении информационных продуктов, не имеющих никаких под- тверждений пользы, ради собственной выгоды. На наш взгляд, инфоцыгане яв- ляются неким «перерождением» софистов Древней Греции. Во-первых, учите- ля мудрости совершили удивительное превращение из образованных людей своего времени в лгунов и шарлатанов. Платон определяет софиста как лице- мерного подражателя («τὸν εἰρωνικὸν μιμητὴν»), считая, что в отличие от прос- тодушного подражателя, который думает, что знает то, о чем высказывает свое мнение, софист подозревает и боится того, что не знает того, о чем он мнит [8]. Во-вторых, подражание софиста основано на мнении, а не на знании. Жонгли- руя словами, софист творит призраков, запутывая собеседника в противоречи- ях. Эти слова вполне могут быть применимы к инфоцыганам современности. Отметим, что зарождением инфоцыганства принято считать 2010 год, его связывают с открытием проекта «Бизнес Молодость» [6], созданным Петром Осиповым и Михаилом Дашкиевым. Своими целями проект ставил «взращи- вание» бизнес-ориентированной молодежи, поднятие мотивации к успеху, по- вышение уровня доходов. Примерно в это же время в России начинается ак- тивное сертифицирование инфоцыган. Например, НКО Международная Феде- рация Коучинга [5], занималась аккредитацией и сертификацией как учебных программ, так и коучей. Далее инфоцыганство переживает интенсивный рост в течение следующих 10-ти лет. Так, Е. Казьмина отмечает, что «пандемия и коронакризис, с одной стороны, перевернули рабочую повседневность с ног на голову, с другой – создали благодатную почву для появления массы курсов, вебинаров, мастер-классов и других обучающих программ, цель которых – дать полезную информацию» [2]. В настоящее же время общественное мнение об инфоцыганах заметно ухудшилось, что было вызвано потерей лояльности интернет-пользоваталей в связи с рядом резонансных судебных разбирательств

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=