Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
217 С. А. Сенькина Факультет русской филологии и документоведения, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – И. В. Ерохина СЕМАНТИКА ПРОСТРАНСТВА И ПТИЧЬИ ОБРАЗЫ В ЦИКЛЕ М. Н. АЙЗЕНБЕРГА «ПОСМОТРИ, КАКОЙ УБЫТОК» Третью часть стихотворения «Двойник» из цикла «Посмотри, какой убы- ток» (журнал «Знамя, 2009 г., № 6, 20 стихотворений) Михаила Натановича Айзенберга предваряет эпиграф из «Золотого горшка» Э. Т. А. Гофмана: «Сту- дент-то с ума сошёл: воображает, что сидит в стеклянной банке, а сам стоит на Эльбском мосту и смотрит в воду. Пойдёмте-ка дальше!» [1]. Можно сказать, что эта цитата обозначает общую эмоциональную окраску не только фрагмента «Двойника», но и цикла в целом: стремление на воздух, вверх из банки, кажу- щейся иногда даже блестящей и красивой. Несложно сопоставить выбранный М. Айзенбергом фрагмент с общим значением эпизода. У Э. Гофмана читаем (о нахождении в стекле): «Все более и более сдавливает непомерная тяжесть твою грудь, все более и более поглощает твое дыхание последние остатки воз- духа в тесном пространстве» [2]. Но не всем, сидящим в банках, понятны эти ощущения: «Ведь и вы, как я, сидите закупоренные в склянках и не можете пошевельнуться и двинуться, даже не можете ничего дельного подумать без то- го, чтобы не поднимался оглушительный шум и звон, так, что в голове затре- щит и загудит» [2]. Мотив нехватки воздуха, заточения является главным в описываемом цик- ле М. Айзенберга и воплощается в упоминании дыхания, высоты (как локации), полёта, неба, а также реализуется в птичьих образах. Ограничение дыхания как правило подразумевается искусственное, насильственное, пришедшее извне: Продолженье по замком. Даже воздух предпоследний отпускается тайком, – всё быстрее, незаметней, и уже сухим пайком. [1] В стихотворении «Так говорит держава» есть фразы «я ваш последний воздух», «не вздохнуть уже». В «Говорю как на духу…» – Там осенний воздух сладок, словно только для меня берегли его остаток. [1] Многократно упоминается, что воздуха осталось мало, – читатель воспри- нимает это подсознательно, возникает фоновая тревога, связанная с темой изъя- тия первостепенного жизненного ресурса. Начав с этого же стихотворения, «Говорю как на духу…», опишем небо и воздух как топос, характерный для цикла. Здесь же, несколькими строка- ми выше:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=