Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
213 средства и формы обучения [1, с. 9]. Педагогический процесс состоит из сле- дующих этапов: 1) пошаговая организация учебного процесса; 2) структуры, связи, методологические основы и компоненты процесса обучения; 3) цели, задачи, содержание обучения, формы педагогического взаимодей- ствия, этапы и функции управления; 4) система показателей и критериев, служащих для достижения поставлен- ных целей; 5) разработка инструментальных механизмов для организации обучения на основе модели и пошаговой технологии, которые подробно описывают органи- зацию обучения с объяснением принципов обучения, педагогических условий, принципов управления и видов контроля; 6) принципы человеческих приоритетов, целеполагания, саморазвития, продуктивности и системности; 7) учет социально-образовательных ориентиров профессиональной подго- товки в школе или вузе. Педагогическая ситуация, как объект проектирования, всегда существует в рамках определенного педагогического процесса и, следовательно, определенной подсистемы. Основные принципы педагогического проектирования включают: 1) принцип человеческих приоритетов, который подразумевает ориента- цию на человека – участника подсистем, процессов или ситуаций, и считается главным. Согласно этому принципу, И. А. Колесникова отмечает, что на опре- деленной стадии развития общественного сознания люди получили возмож- ность осознанно работать над развитием своей способности к проектированию. 2) принцип поэтапности, предполагающий последовательность действий; 3) принцип продуктивности, предполагающий получение значимого ре- зультата; 4) принцип системности. Существуют некоторые фундаментальные условия для успешного педаго- гического проектирования. Ведь только определив эти принципы, можно осу- ществлять его на практике [3, с. 84]. Среди различных условий, которые могут оказать существенное влияние на организацию процесса проектирования, мож- но выделить четыре ключевых: 1) преподаватель должен быть мотивирован к проектированию. Только с положительной мотивацией у преподавателя будет максимальная заинтересо- ванность и энергия для разработки и воплощения педагогических проектов. Интерес, страсть и приверженность преподавателя к проектированию являются главными движущими силами, которые делают проект истинно значимым; 2) педагог должен обладать проектировочной компетенцией. Успешное проектирование требует определенных навыков и знаний. Педагог должен быть профессионалом с глубоким пониманием различных методов, подходов и инст- рументов проектирования. Он должен знать, как анализировать потребности обучающихся, формулировать цели и задачи проекта, проводить оценку ре- зультата и корректировать план, если необходимо;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=