Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

212 Ю. М. Сафронова Факультет психологии, I курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – К. Ю. Брешковская ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИТ-КЛАССОВ В современной России наблюдается стремление к обновлению общества. Государственность укрепляется, демократические процессы активизируются, а рыночная экономика становится основой развития. Вместе с изменениями в социальной сфере возникают новые требования как к выпускникам школ, так и к самим образовательным организациям. Обучающимся необходимо не толь- ко иметь актуальные знания, но и уметь адаптироваться к постоянно меняю- щимся условиям. Процесс социализации является неотъемлемой частью жизни человека и имеет огромное значение для развития личности. Он способствует формированию нашей социальной идентичности, установлению связей с дру- гими людьми и освоению навыков функционирования в обществе. Однако пе- реход к рыночной экономике привел к существенным изменениям в ценност- ных ориентациях и усложнил процесс социализации. Не только меняются соци- ально значимые ценности, но и способы их усвоения. В настоящее время в сфере педагогики и психологии особое внимание уделяется вопросу развития социально-значимых качеств у молодого поколе- ния. Исследования отечественных ученых показывают, что усвоение этих ка- честв играет ключевую роль для общества, оказывая существенное влияние на процесс и результаты образования учащихся, способствуя их адаптации и успеш- ной интеграции в обществе (Бурцева Т. А., Костюченко А. А., Пискунова А. В., Русских Н. Б., Власова Н. В., Жидяева Е. С., Касьянов В. и др.). В организации учебного процесса в средней школе имеет особое значение педагогическое проектирование. Согласно мнению М. В. Булановой-Топорко- вой, педагогическое проектирование выполняет одинаково важные функции для каждого педагога – организаторскую, гностическую и коммуникативную. Это означает, что педагогическое проектирование рассматривается как ключе- вая задача, которой должен уделять внимание каждый педагог в процессе взаи- модействия с обучающимися. Оно включает в себя разработку содержания обу- чения, выбор методов и использование средств для достижения наилучших ре- зультатов в образовательном процессе. Педагогическое проектирование может включать в себя различные объек- ты, такие как педагогические системы, педагогический процесс и педагоги- ческие ситуации. Педагогическая система, как объект проектирования, пред- ставляет собой взаимодействие различных структурных компонентов, объеди- ненных общей целью развития индивидуальности и личности. Согласно клас- сификации А. М. Новикова, элементы педагогической системы включают цель обучения, содержание обучения, обучаемых и обучающих, методы,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=