Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

194 П. М. Полынкина Факультет иностранных языков, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева ПРОИЗВЕДЕНИЕ Ф. КАФКИ «ПРОЦЕСС» В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ НЕМЕЦКОГО ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА Важным этапом в развитии мировой философской мысли стала немецкая фи- лософия, особенностью которой явилось глубокое исследование предназначения человека и смысла его жизни. Эти вопросы определили такое направление как эк- зистенциализм, изучающее уникальность бытия человека; «это свобода и уникаль- ность человеческого индивида, который заброшен в «бессмысленный» мир» [1]. Франц Кафка является одним из популярных писателей и ключевых фигур литературы XX века, чьи произведения получили широкую известность, и повлия- ли на развитие немецкого экзистенциализма: «Кафка – очень глубокий и неординар- ный писатель, сделавший для экзистенциализма больше, чем кто либо другой» [6]. Роман «Процесс» считается одним из основных произведений Кафки, а так же «вершиной мировой литературы, почти с самого момента публикации в 1925 г.» [4]. На наш взгляд, произведение стало таковым благодаря не только сформулированным идеям или характерам героев, прописанным до мелочей, но также тонким и до предела простым к пониманию ощущением жизни и экзис- тенциальными переживаниями героя. Каждый герой там безлик, не имеет четко прописанного характера, но он несет в себе какое-то ощущение, какую-то эмо- цию, например главный герой романа Йозеф К. олицетворяет собой отчаяние, которое усиливается с каждой попыткой отыскать причину собственного заклю- чения под стражу. Стоит отметить, что именно в этом заключается феномен всех произведений Кафки – его четкое ощущение жизни и талант к его передаче. «Процесс» написан в жанре абсурда и в центре как раз рассматривается проблема абсурдности жизни как явления. Кроме того, в данном произведении через призму абсурда подана актуальная проблема для современного общества как противостояние личности и «системы», т. е. бесконечного странствия глав- ного героя через лабиринты бюрократической машины, в которой нет места ло- гике и справедливости. В центре сюжета Йозеф К., успешный банкир, которого в неожиданный момент обвиняют, но не называют причины, однако, он про- должает жить прежней жизнью, в то время как окружение будто бы знает за что его судят и тем самым герой испытывает чувство вины. Он сравнивает жизнь с навязанной «системой» и думает, а не абсурд ли это ассоциировать собствен- ное состояние с эфемерным политическим понятием «власти». И если в начале романа Йозеф К. будто сопротивляется обвинению, то позже ощущает себя ви- новным: «По-моему, вообще нет такого человека на свете, который мог бы сво- им влиянием добиться полного оправдания» [3]. В конце романа читатель по- нимает, что именно нежелание героя играть по правилам системы обрекает его на смерть. Т. е. приходит осознание того, что рожденный в этом мире, проживает та-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=