Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
191 сах человеческого существования и перспективах человека. Ключевой вопрос, возникающий в философской антропологии с точки зрения использования ИИ: как технологии меняют наше понимание того, что значит быть человеком? Одной из категорий философской антропологии является агентность – спо- собность выступать в качестве самостоятельного агента и делать осознанный и свободный выбор. Хотя системы ИИ могут выполнять задачи и принимать ре- шения, им не хватает самостоятельности, которая является фундаментальным аспектом человеческого существования. Другой важной категорией в философской антропологии является созна- ние. Хотя системы ИИ уже могут имитировать человеческое поведение и при- нятие решений, им всё же не хватает субъективного опыта сознания [7]. Таким образом, на данный момент стоит вопрос о том, насколько этичным можно считать использование систем ИИ в качестве психологических консуль- тантов, учитывая то, что качество взаимодействия, по мнению клиентов, не ухудшается, но при этом теряется гуманистическая направленность, эмпатич- ность, эмоциональность, присущая человеческому общению. 3. Проблемы этики в вопросах использования искусственного интеллекта как замены психолога При обзоре иностранных источников по данному вопросу, мы можем уви- деть следующее. Так, в статье (The Ethics of Psychological Artificial Intelligence: Clinical Considerations) говорится о том, что ежегодный отчёт об индексе искус- ственного интеллекта (ИИ), подготовленный Стэнфордским университетом, указывает на то, что с 1996 года количество ежегодной публикуемых статей в области ИИ увеличилось более, чем в девять раз [2]. В связи с этим, авторы выделяют шесть этических вопросов, которые мо- гут возникнуть при использовании психологического искусственного интеллек- та: границы компетенции (Boundaries of Competence), ограниченные этические кодексы (Limited Ethical Codes), прозрачность (Transparency), культурное раз- нообразие (Cultural Diversity), надёжность и постоянство/предсказуемость и точность (Reliability and Validity (Predictability and Accuracy)), кибербезопас- ность (Cybersecurity). Особенно хотелось бы остановиться на второй проблеме, которая выражается в том, что не смотря на существование нескольких этиче- ских кодексов для психологов, которые касаются дистанционного консульти- рования, ни в одном из них не упоминается искусственный интеллект. Авторы отмечают, что искусственный интеллект обладает как высоким потенциалом, так и высоким риском. Таким образом, в данной статье нами были изучены основные понятия те- мы, обозначены точки зрения на вопросы современной этики и искусственного интеллекта (ИИ), а также освещён вопрос об этичности использования ИИ с точки зрения философии в психологическом консультировании. При этом, мы рассмотрели вопрос с разных позиций: как с точки зрения социальной филосо- фии, включающей этику, философской антропологии, так и с точки зрения пси- хологии и информационных технологий. Согласно проведенному анализу ис- точников, мы можем отметить, что отношение к искусственному интеллекту весьма неоднозначное, и в разных подходах оно имеет как положительный, так
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=