Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
189 Практическая этика существовала с Античности, она является органической ча- стью (или аспектом) этики и философии [11]. Об этом свидетельствует то, что в истории философии многие философы (Аристотель, Эпикур, Фома Аквинский, Д. Юм, И. Кант, Дж.Ст. Милль и др.) обсуждали и предлагали решения практи- ческих нравственных проблем (таких, как смертная казнь, честь и достоинство, проблемы справедливости). При этом остаётся непонятным, что качественно но- вого возникает в наши дни по сравнению с прошлыми эпохами, где также были «прикладные» этики в виде «клятв Гиппократа», «домостроев» и т. д. [6]. Некоторые авторы считают, что актуальность вопросов философской эти- ки заключается в том, что этика в последней трети прошлого столетия начинает развиваться преимущественно как прикладная [8]. То есть фокус изучения смещается на частные сферы жизнедеятельности человека и способы поведения в них (например, этика бизнеса, биомедицинская этика, педагогическая этика, медиаэтика и т. д.). В настоящей статье мы обратимся к вопросам медиаэтики, а именно, ис- пользованию искусственного интеллекта в последние, пост-ковидные годы. «Цифровая медиаэтика», или «этика цифровых медиа», – термин, введенный в журналистский и научный дискурс относительно недавно. В более широком смысле, цифровая медиаэтика, являясь последствием развития цифровых ин- формационно-коммуникационных технологий, охватывает весь комплекс эти- ческих вопросов, возникающих в цифровой медиасреде [5]. На данный момент искусственный интеллект находится на стадии разви- тия, но уже плотно входит в нашу ежедневную деятельность. Что же такое ис- кусственный интеллект? Согласно определению компании Майкрософт (Microsoft), искусственный интеллект (ИИ) – это набор технологий, которые позволяют «компьютерам» воспринимать [информацию], изучать [что-то но- вое], рассуждать и помогать [людям] в принятии решений для урегулирования проблем способами, которые свойственны человеку [3]. 2. Искусственный интеллект в свете психологии и философии Несмотря на многочисленные преимущества, которых может достичь ис- кусственный интеллект (ИИ), использование его по-разному воспринимается обществом, где могут возникать моральные и этические проблемы [1]. Рассмотреть данный феномен – искусственный интеллект – хотелось бы на примере использования психологии. Философия и психология тесно связаны между собой. Психология создает свои учения о психике не без помощи фило- софии, чьей задачей является ясная формулировка проблемы и разработка со- ответствующего доказательств [9]. Вопросы психологии затрагиваются в проблеме этики использования искусственного интеллекта не просто так. Не смотря на обилие специалистов, в настоящее время имеется тенденция к замене психолога искусственным интеллектом. Так, первый робот-психотерапевт Элиза был создан ещё в 1966 году Джо- зефом Вейценбаумом. Простота «Элизы» приводила к тому, что люди охотно с ней общались. Многие были убеждены, что она обладает интеллектом [12]. Уже в наши дни, в январе 2023 года сервис психологических консультаций
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=