Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
182 дующее умозаключение: «Однако, раз всему, что возникло, бывает конец, то даже такой строй не сохранится вечно, но подвергнется разрушению» [2, с. 272]. В силу ограниченности и несовершенства человеческого разума вечное неизменное существование платоновской «земли обетованной» под влиянием обстоятельств начнет деградировать. Эвристический диалог «Государство» оказал колоссальное влияние на раз- витие утопической литературы: Аристотель, систематизируя взгляды Платона, формулирует теоретические аспекты построения идеального полиса в трактате «Политика»; Цицерон, имитируя платоновский стиль, излагает свои убеждения в трактате «О государстве». Наконец, островная утопия Томаса Мора вдохнов- лена «Республикой» и даже в некоторой степени превосходит ее по сюжету и идее. Более того, лексему «утопия», ставшую нарицательной для всего лите- ратурно-политического жанра, вводит именно английский юрист Томас Мор в 1516 году. Неологизм употребляется им в заглавии художественно-философ- ского трактата «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Т. Мор – не фантаст: его труд – симбиоз политических и этических концепций об идеальном обществе, в том числе концепции земли обетованной, и памфлета на социальное устройство XVI века. Решительно и бесцеремонно автор пори- цает пороки современности в I части. Мор местами язвительно подвергает осмеянию общественные установки и принципы, государственное устройство, в условии которого «очень плохие люди со своей ненасытной жадностью поде- лили между собой все то, чего хватило бы на всех!» [1, с. 276]. Критика во II части редуцирована. Автором очерчены принципы идеального на его взгляд общества, во многом пересекающиеся с идеями Платона: отсутствие частной собственности и обусловленных ею противоречий интересов личности и обще- ства; господство равноправия; легальность эвтаназии; намеренное упрощение законов. Но есть и расхождения с платоническими идеями: общество бесклас- совое; сословное деление искоренено; жителям запрещено свободно путеше- ствовать по стране; провозглашена агрессивная внешняя политика. Утопия по- стоянно воюет. Справедливое государство Томаса Мора на самом деле – тота- литарная диктатура, скрытая за ширмой демократических принципов. Таким образом, «Утопия» – это попытка Томаса Мора на примере искусственного во- ображаемого пространства исследовать этические, политические, экономиче- ские проблемы человечества. В отличие от Платона напрямую он не поднимает вопрос диссонанса своего государства. Однако ряд деталей, тоталитарные идеи, переводы имени главного героя как «знаток бессмыслицы» и названия страны как «место, которого нет», указывает на то, что Томас Мор мог предполагать невозможность существования Утопии. Кардинально меняются представления о земле обетованной в утопической литературной традиции XX века: о прекрасном космическом мире далекого бу- дущего фантазирует И. Ефремов в «Туманности Андромеды», Герберт Уэллс изображает параллельные вселенные в романе «Люди как боги», А. Богданов пишет о межпланетных путешествиях в «Красной звезде». Но особняком стоит последний загадочный и мистический роман-утопия с элементами экотопии
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=