Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

181 Е. В. Павлова Факультет русской филологии и документоведения, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. С. Миронова МОДИФИКАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ «ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ» В КОНТЕКСТЕ УТОПИЙ ПЛАТОНА, Т. МОРА, О. ХАКСЛИ Основа сюжета любой утопии или антиутопии – религиозно-политическая концепция «земли обетованной». В «Русском орфографическом словаре» под редакцией В. В. Лопатина и О. Е. Ивановой приведена следующая коннотация фразеологической единицы: «Земля обетованная (Палестина, библ.) и земля обетованная (место, страна, куда страстно стремятся)». Концепция, известная с X века до нашей эры, берет свое начало из религи- озного повествования текста «Бытия», первой книги Торы. Яхве, авраамиче- ский бог, давая обещания Аврааму, произносит: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» (Бытие 12:1). Бог даровал еврейскому народу землю, «хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исход, Глава 3, 3:8). Значение «обетованная», то есть обещанная, термин получает в христианской традиции. В Послании к евреям апостол Павел произносит: «Верою прииде Авраам на землю обетования» (По- слание ко Евреемъ святаго апостола Павла, 11:9). В архаичных образах обето- ванная земля – цель сорокалетних исканий, желанное безопасное место. В бо- лее поздних контекстах дефиниция выходит за рамки сугубо религиозной трак- товки, принимая новое значение: «место, страна, куда страстно стремятся», со- вершенный мир, воплощение страстных желаний и надежд. Это не только базис сюжета утопии, но и гибкое понятие, подстраивающееся под этические, поли- тические, экономические взгляды и тенденции своего времени. У истоков создания жанров утопии и антиутопии, несомненно, стоит Пла- тон, сформировавший множество представлений об идеальном государстве: «Республика» («Государство»), «Законы», «Критий». В наиболее значимом диалоге «Государство», написанном в 360 году до нашей эры, автором диалек- тически познаются принципы построения совершенного общества. Бертран Рассел, британский философ, и Льюис Мамфорд, американский историк, вы- двинули идею, что платонические идеалы основаны на устройстве Спартанско- го государства. Итак, по политическим и этическим соображениям философа, идеальное государство сочетает в себе следующие черты: уравнительное рас- пределение благ; эмансипация женщин; наличие сословной системы – гарант процветания; царствование философов, деятельность которых направлена на поддержание порядка внутри общества и защиту от внешних врагов. Россий- ский историк Г. И. Ревзин в статье «Как государство стало утопией» пишет о том, что цель существования государства по Платону – «это вовсе не оста- новка времени и не борьба с демократией, это спасение человечества с помо- щью государства» [3, с. 5]. Имеет место суждение о том, что модель общества, описанная в «Государстве», антиутопична, поскольку Платоном сделано сле-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=