Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

179 ций зависит от уровня владения языком и конкретных задач занятия. Одним из возможных упражнений может быть задание на раскрытие основных поня- тий текста: «Read the text about financial literacy. Give the definition to the highlighted words». В продуктивных видах речевой деятельности, при обучении умениям го- ворения и письма, можно развивать универсальные коммуникативные ком- петенции и компетенции командной работы и лидерства, компетенции разра- ботки и реализации проектов в контексте их представления и ранее обозначен- ные компетенции. Как уже было обозначено, неотъемлемой частью коммуникативной компе- тенции являются речевые умения. Различные способы, упражнения и методы (включая уже приведенные в статье), используемые при обучении всем четы- рем речевым умениям формируют коммуникативные компетенции. Речевое умение письма формируется в процессе представления информа- ции в письменной форме, это могут быть эссе, деловые и личные письма, рефе- рирование и сочинение-рассуждение. Коммуникативные компетенции как средство продуктивного взаимодействия преимущественно формируются в де- ловых и личных письмах: «Your friend decided to enter a university and asks you some advice. Write an e-mail providing your experience». При написании эссе и реферирования универсальные коммуникативные компетенции формируются как средство грамотной реализации письменной монологической речи. Задания могут быть сформулированы следующим образом: «Write an essay on the topic – The impact of nutrition habits on life», что еще раз подчеркивает связь всех уни- версальных компетенций. Умение говорения проявляется в монологической и диалогической речи. В процессе обучения монологу формируется универсальная коммуникативная компетенция в рамках заданной темы сообщения: «Make an oral statement on the importance of volunteering in your country». Задания при обучении речевым умени- ям говорения в диалогической речи предполагают конструктивное общение и взаи- модействие в процессе совместной деятельности, что соответственно формирует универсальные компетенции командной работы и лидерства. Здесь возможно ис- пользование таких коммуникативных упражнений, как дискуссия, решение про- блемы, ролевая игра, моделирование, например: «You and your friends decided to have a party. Together make a list of the necessary items (food and decoration). Convince your friends that the items that you have chosen are necessary for the party». Проведенное исследование показало устойчивую связь не только между уни- версальными компетенциями десяти основных групп, но и связь универ-сальных компетенций и речевых умений при обучении английскому языку на занятиях в вузе, в результате были обозначены некоторые возможности развития универ- сальных компетенций при обучении основным иноязычным речевым умениям. Литература 1. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и нау- ка. 2005. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k- obrazovaniyu (дата обращения: 12.04.2024).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=