Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

178 По определению Э. Ф. Зеера: «Компетентностный подход – это приоритет- ная ориентация на цели-вектора образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуаль- ности» [1]. Анализ приведенного понятия позволяет говорить о том, что в рам- ках компетентностного подхода предъявляются требования как к уровню овла- дения знаниями, так и к ценностным ориентациям и личностным характеристи- кам учащихся. Целью и результатом реализации компетентностного подхода считается формирование и развитие универсальных компетенций студентов. Универсальные компетенции представляют собой единство академиче- ских знаний, практических умений, метанавыков, познавательных способнос- тей и личностных качеств человека, позволяющих наиболее эффективно решать как профессиональные, так и социальные задачи. В программу уровня бакалавриата входит овладение универсальными ком- петенциями 10 категорий: 1) системное и критическое мышление; 2) разработка и реализация проектов; 3) командная работа и лидерство; 4) коммуникация; 5) межкультурное взаимодействие; 6) самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение); 7) безопасность жизнедеятельности; 8) инклюзив- ная компетентность; 9) экономическая культура, в том числе финансовая гра- мотность; 10) гражданская позиция [ФГОС ВО, 2020]. Все обозначенные компетенции взаимосвязаны друг с другом и формиру- ются линейно в каждой предметной области. Содержание языковых дисциплин в вузе позволяет развивать универсальные компетенции непосредственно при обучении основным речевым умениям. Формирование компетенций при обучении рецептивным речевым умениям аудирования и чтения зависит от их видов. Так при ознакомительном виде аудирования (listening for gist) формируется компетенция межкультурного взаимодействия, результатом которой, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образо- вания, является понимание связей между различными культурами и уважитель- ное отношение к ним. Примером задания может служить просмотр видео о со- циокультурной жизни других стран: «Watch a short video about recycling system in Britain. What’s speaker’s attitude towards the problem?». Аудирование с извле- чением необходимой информации (listening for specific infrormation) и аудирова- ние с полным пониманием (listening for detail) подходит для развития компетен- ции системного и критического мышления: «Listen to the dialogue and complete the centences with the words that you’ve heard» или «Read the statements about modern school system in America. Listen to the podcast and say which statements are true and which are false». Подобные задания формируют умения воспринимать, анализировать и классифицировать информацию, выделять главное. Универсальные компетенции здоровьесбережения, безопасности жизне- деятельности, инклюзивной компетенции, экономической культуры и граждан- ской позиции целесообразнее формировать через умение чтения в связи с из- бытком специальных терминов, встречающихся в темах, относящихся к данным группам компетенций. При этом выбор вида чтения (просмотровое, ознакоми- тельное, поисковое, изучающее) для формирования универсальных компетен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=