Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

177 В. А. Новикова Институт инновационных образовательных практик, I курс (очная форма обучения) Научный руководитель – И. В. Щукина ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОСНОВНЫМ ИНОЯЗЫЧНЫМ РЕЧЕВЫМ УМЕНИЯМ Языковое образование остается одним из востребованных направлений профессиональной подготовки среди абитуриентов и студентов. В процессе изучения иностранного языка у студентов формируется универсальная комму- никативная компетенция, которая в современном мире служит не только сред- ством речевого взаимодействия, но и средством познания и получения социо- культурного опыта. Центральным элементом коммуникативной компетенции являются рече- вые умения. Е. И. Пассов рассматривает речевые умения в аспекте деятельно- сти и, исходя из его ключевых качеств, определяет речевые умения как «спо- собность управлять речевой деятельностью в условиях решения коммуника- тивных задач общения» [2, с. 333]. Ряд ученых (В. А. Бухбиндер, П.Б. Гурвич, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, И. А. Зимняя) подчеркивают, что речевые уме- ния основываются на сформированных языковых навыках, способности кор- ректного и автоматизированного использования средств речевой деятельности для осуществления продуктивной коммуникации и достижения её целей. Классификация речевых умений основывается на видах речевой деятель- ности, соответственно, выделяют четыре основных вида речевых умений: 1) умение аудирования (listening skills) – способность получения, распозна- вания и обработки информации, представленной в устной форме; 2) умение чтения (reading skills) – умение восприятия, понимания и работы с информацией, представленной в графической форме; 3) умение письма (writing skills) – точное и связное изложение мыслей в письменной форме с учетом коммуникативной задачи; 4) умение говорения (speaking skills) – осуществление грамотной моноло- гической и диалогической речи в рамках коммуникативной задачи. Формирование универсальных компетенций через развитие речевых уме- ний на занятиях по английскому языку в вузе отвечает требованиям Федераль- ного государственного образовательного стандарта и соответствует основным целям и задачам высшего образования. Вектор российского высшего образования XXI века направлен на развитие личности выпускника, отвечающей требованиям времени и ведущим мировым стандартам. Существенная трансформация системы образования Российской Федерации произошла после внедрения компетентностного подхода в педаго- гическую практику. Необходимость реализации данного подхода определяется социально-экономическим развитием страны, которое в свою очередь зависит от запроса на появление на рынке труда специалистов с высокой степенью профессиональной подготовки и адаптивности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=