Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

173 Часто наряду с понятием «половое воспитание» используется понятие «сексуальное воспитание». «Сексуальное воспитание» уже понятия «половое воспитание», но именно оно вызывает наибольшее неприятие у общественно- сти. Нельзя не признать, что несмотря на отсутствие каких-либо специальных программ и рекомендаций по половому воспитанию, оно априори осуществля- ется в процессе воспитания ребенка и субъекты этого воспитания не всегда наделены необходимыми для его осуществления знаниями. Половое воспитание ребенка начинается с дошкольного возраста и основ- ными его субъектами являются родители и воспитатели дошкольных учрежде- ний. Именно в этот период формируется половая идентичность – «единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли» [9]. Половая социализация ребенка – «процесс формирования мужской и жен- ской половой принадлежности в соответствии с принятыми в данном обществе нормами» продолжается и на других этапах его развития, включая в себя все большее количество ее агентов (семья, школа, друзья, сми, литература и т. п.) [13]. Исследователи-практики высказывают различные мнения по вопросу влия- ния полового воспитания на развитие и становление личности ребенка. Вот не- которые из них: 1. Анна Фрейд (психоаналитик) считает, что половое воспитание должно основываться на равенстве полов, развивая ребенка как личность независимо от гендерных стереотипов [14]. 2. Ольга Булах (специалист по сексологии) считает, что открытость и пря- мота в вопросах полового воспитания способствуют предотвращению сексу- альных девиаций и насилия. 3. Людмила Петрановская (российский педагог и психолог) апеллирует к тому, что половое воспитание должно начинаться с ранних лет и включать обучение здоровым сексуальным отношениям, развитию эмоционального ин- теллекта в области сексуальности [11]. 4. Екатерина Мурашова (психотерапевт и семейный консультант) утверж- дает, что половое воспитание должно быть комплексным, включая в себя ас- пекты психологии, этики, биологии и культуры. Все эти точки зрения объединяет одно – половое воспитание необходимо для гармоничного развития ребенка. Школа выступает важным институтом социализации ребенка. Однако вви- ду отсутствия единых требований и рекомендаций, во многих учебных заведе- ниях тема «пола» фактически не затрагивается. Каждое образовательное учре- ждение в праве само выбирать объем информации, который будет доноситься до учащихся (исключение составляет раздел учебника биологии для 8 класса «Размножение и развитие человека» под редакцией В. В. Пасечника, а также в учебниках ОБЖ затрагивается тема инфекций, передающихся половым пу- тем). В некоторых школах утверждена программа внеурочной деятельности «Этика и психология семейных отношений», одноименный курс, который был введен как обязательный в начале 1980 г. В 2023 г. институтом воспитания РАО и АНО «Азбука семьи» был разработано учебное пособие по семьеведению, ко-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=