Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

163 религиозная группа не входит в этот список, ее идеология и практики могут со- держать отдельные признаки экстремизма. Примером может служить деятельность Международного общества созна- ния Кришны (ИСККОН), также известного как движение Харе Кришна. Адеп- ты этого движения привлекают молодых людей, задавая им вопросы о боже- ственном начале. Для очищения кармических долгов и ускорения духовного прогресса, требуется пожертвование в виде денежных средств. Особое внима- ние уделяется книгам Шрила Прабхупады – индийского гуру и основателя ИСККОН [4]. Последователи данного движения стремятся расширить свою общину и убедить других в превосходстве бхакти-йоги, как единственного пути к спасению через преданное служение Кришне. Формально ИСККОН не признано в России экстремистской организа- цией [8]. Однако в их деятельности прослеживаются некоторые настораживаю- щие моменты: активное навязывание своих убеждений, требование пожертвова- ний, претензии на исключительность и превосходство своего учения. Даже если юридически это не подпадает под определение экстремизма, распространение подобных идей среди молодежи может нести угрозу их психологическому здо- ровью, критическому мышлению, способствовать социальной дезадаптации. Таким образом, можно сказать, что религиозный экстремизм – это следо- вание в религии крайним взглядам и действиям. В нормативных актах России нет точного закрепления понятия «рели- гиозный экстремизм». В Федеральном законе № 114-ФЗ содержатся лишь его признаки: 1) возбуждение религиозной розни; 2) пропаганда исключительности, превосходства, неполноценности лично- сти по признакам принадлежности к религии; 3) нарушение прав, свобод, интересов личности в зависимости от его рели- гиозной принадлежности; 4) совершение преступных деяний по мотивам религиозной ненависти [6]. По мнению А. В. Сигариева, причинами распространения религиозного экстремизма в молодежной среде являются: 1) «юношеский максимализм»; 2) запас энергии и готовность к любым действиям; 3) разочарование в идеалах добра, гуманизма и справедливости; 4) рост увлеченности компьютерными играми и социальными сетями; 5) увеличение показа криминальных сводок по телевидению; 6) отсутствие интересов и целей в жизни; 7) кризисы, связанные с падением авторитета родителей, преподавателей в глазах молодежи [9, с. 112]. Можно также предположить, что одной из причин роста экстремистских проявлений в молодежной среде является бесконтрольное расширение сферы интернет-пространства, в котором сегодня каждый может распространять свои идеи на различных форумах, найти единомышленников. Для этого и аудитория наиболее подходящая, поскольку именно молодые люди зачастую живут в так называемом «виртуальном мире», в котором могли бы найти умиротворение.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=