Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

151 с посудой специальных печах-горнах, которые находились в каждом дворе. Стоит отметить, что Тульская городская игрушка предназначалась не для игры, а для украшения интерьера. После обжига игрушку расписывали. Наряжали в городские костюмы, краски выбирали нежные, пастельные: розовые, серые, зелёные, голубые. И по- лучалась уникальная народная игрушка, вобравшая в себя городскую культуру. Роспись игрушек исполнялась темперной краской пастельных тонов, имела матовую, непрозрачную поверхность. Обе эти народные игрушки являются уникальными и отражают традиции и мастерство русских ремесленников. Глиняная игрушка имеет огромное зна- чение в ознакомлении младших школьников с особенностями декоративно- прикладного искусства родного края. Она хранит традиционные особенности и воспринимается как носителем художественной культуры Тульского края. Филимоновская игрушка вобрала в себя всю мифологию культуры древних славян: символы солнца, Древа жизни. В украшении фигурок использовали геометрические элементы: линии, пятна, треугольник, точки, штрихи, веточки. Каждый элемент можно расшифровать: треугольник символизирует землю, круг – солнце, елочки – символ растительности и жизни. Эти узоры напомина- ют о тесной связи человека с природой. Сочетание цветов желтого и красного не случайны, так как красный цвет символизирует солнце, а желтый – свет. Одним из любимых персонажей филимоновских мастериц являлся петух. Он символизирует наступление дня и света, и оберегает от злых сил. Тульская городская игрушка не отличалась многообразием сюжетов, включала барынь с зонтиками, гуляющие и танцующие пары, наездников, до- ярку с коровой, пеленальщицу, монахов и монахинь. Роспись игрушки заключалась в декоративном оформлении и не претендо- вала на роль самостоятельного орнамента. На примере этих игрушек дети знакомятся приемы, способы лепки и тех- нологией росписи, а также с историей родного края. Изучают композицию, цветоведение и размещение росписи на предметах декоративно-прикладно- го искусства. Рассмотрим несколько преимуществ и педагогический потенциал глиня- ной игрушки для младших школьников: 1. Работа с глиной способствует развитию творческого подхода к решению задач, поскольку дети могут свободно выражать свои идеи и фантазии через со- здание разнообразных форм и фигур. 2. Лепка из глины требует точности движений и развивает мелкую мото- рику рук, а также координацию глаз и рук. 3. Работа с глиной позволяет детям исследовать различные текстуры, фор- мы и объемы, что способствует развитию тактильных навыков. 4. Глиняные игрушки прививают интерес к традициям, обрядам, культуре, истории русского народа. 5. Дети знакомятся со свойствами материалов, необходимых для изготов- ления глиняных игрушек.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=