Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

145 пользования норм и правил цифрового этикета, а именно Глобальная сеть Ин- тернет, предоставляющая не только возможность виртуальной коммуникации, но и требующая особое внимание к безопасности персональных данных и лич- ной переписки пользователей. Соблюдение правил цифрового этикета способ- ствуют защите конфиденциальности сведений и приватности пользователей: пользователю необходимо быть осведомленным о том, чем он делится с други- ми в интернете; бережно относиться к способам аутентификации (логины, па- роли и т. п.); создавать/распространять качественный, достоверный контент и т. д., что в целом формирует безопасное виртуальное пространство. Вторая особенность, вызванная Интернетом – это изменяемость среды, а значит и трансформация правил этикета. Одним из проявлений таких измене- ний в виртуальном пространстве стали новые коммуникационные атрибуты: стикеры, мемы, эмодзи, смайлы и т. п., позволяющие передавать эмоции, делая виртуальную коммуникацию более «живой». Еще одной особенностью, связанной с характером среды этикета является существование так называемого «цифрового следа» каждого пользователя Се- ти. Так, двигаясь по этому следу, «пользователи собирают информацию друг о друге и на ее основе принимают решение о возможности или невозможности взаимодействия» [4]. Следующей особенностью, является то, что в отличие от традиционного этикета, регламент взаимодействия в виртуальном пространстве могут устанав- ливать площадки, на которых оно происходит (например, вводить запрет на определенные темы, слова и т. д.). Тенденции развития цифрового этикета. Одной из основных тенденции развития феномена «цифровой этикет», является объединение в процессе взаи- модействия цифровой и физической реальности, которую принято называть «phigital» (фиджитал) (от англ. physical (физический) и digital (цифровой)) ком- муникацией [2]. Примером такого взаимодействия могут служить интерактив- ные видеоконференции, активно применяющиеся в различных сферах и тре- бующие использования норм и правил поведения в виртуальном пространстве. Следующая тенденция развития цифрового этикета – обучение людей всех возрастов базовым правилам взаимодействия в виртуальном пространстве. Например, в школах детей учат вежливости не только в жизни, но и в Интер- нете, а офисных работников обучают корпоративному цифровому этикету, т. е. тому, как следует вести деловую переписку на базе средств виртуальной коммуникации. Таким образом, цифровой этикет является своеобразным сводом правил, направленных на формирование нравственного поведения в условиях вирту- альной коммуникации. Особенности цифрового этикета определяются услови- ями среды, в которой он существует и используется, а тенденции его развития продиктованы усовершенствованием условий виртуальной коммуникации. Литература 1. Комарова Е. В. Проблема цифрового этикета в русских и английских медиатекстах: на материале миграционного дискурса. URL : https://cyberleninka.ru/

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=