Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

144 А. С. Лапшина Факультет иностранных языков, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева ЦИФРОВОЙ ЭТИКЕТ ВИРТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В настоящее время, в эпоху информационных технологий, одной из самых популярных причин использования сети Интернет является виртуальная ком- муникация. За свое непродолжительное существование такой вид коммуника- ции стал столь же важным, как и живое общение. Современный человек еже- дневно проверяет различные сайты, форумы, приложения на наличие адресо- ванных ему сообщений и электронных писем. Однако, если живое общение ре- гулируют нормы этикета, то, что регулирует виртуальное общение ? Работают ли традиционные правила этикета при общении в виртуальном пространстве? Формируются ли новые правила «цифрового этикета»? Понятие «цифровой этикет». Совершенно очевидно, что новая форма со- циального взаимодействия – виртуальная коммуникация, требует определен- ных правил, регулирующих ее. Свод таких правил принято называть «цифро- вым этикетом», который, в широком смысле, представляет собой «нормативно- этический регулятор коммуникативного взаимодействия в Сети при помощи всех форм этикетной коммуникации: письменной, поведенческой и рече- вой» [3]. Также цифровой этикет можно описать немного иначе, охарактеризовав его как часть или продолжение речевого этикета, задача которого состоит в урегу- лировании взаимоотношений между членами общества в онлайн-среде. Так или иначе, цифровой этикет – «понятие, которое включает в себя более специализиро- ванные области этики, такие как информационная этика, этика больших данных, этика алгоритмов, этика цифровых медиа, этика цифровой журналистики, этика геоблокировки, этика искусственного интеллекта и др.» [1]. Стоит отметить, что так же существует такое понятие, как сетевой этикет или «нетикет» (от англ. Net (сеть) и etiquette (этикет)) – «это правила хорошего тона в Сети, которые были разработаны и представлены в первой книге, посвя- щенной этикетному поведению в электронном формате – «Netiquette» (1994), ее автор Вирджиния Ши. <…> Несмотря на особую специфику нового вида эти- кетной коммуникации, в целом эти правила совпадают с правилами письмен- ной и поведенческой культуры, действующими в режиме реального времени, т. е. требуют вежливости, внимания и тактичности по отношению к другим лю- дям» [2]. Вместе с тем, «нетикет» стоит рассматривать не как отдельный вид сетевого этикета, а лишь как часть цифрового этикета, т.к. нетикет, функциони- ровал в пространстве Web 1.0 и Web 2.0 и «был ориентирован исключительно на письменный формат» [2]. Особенности цифрового этикета. Итак, цифровой этикет – это использо- вание общепринятых этикетных правил при взаимодействии в виртуальном пространстве. Однако, в этом как раз и состоит первая особенность – место ис-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=