Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

131 важнейшей роли игр на данной ступени обучения. Чем старше становятся уча- щиеся, тем сложнее становятся их реплики; к вновь осваиваемому материалу необходимо добавлять выученные ранее речевые клише. Они должны научить- ся побуждать собеседника к диалогу и уметь общаться по более широкому кру- гу тем. Стоит использовать не только дедуктивный (сверху-вниз) метод, но также и индуктивный (снизу-вверх) с тем, чтобы учащиеся постепенно учились строить общение на элементарные бытовые темы без опор и образцов. При дедуктивном подходе обучение начинается с целого диалогического образца, рассматриваемого в качестве структурно-интонационного эталона для построения ему подобных. Диалог-образец является диалогическим комплек- сом, он состоит из нескольких диалогических единств. Обучение начинается с того, что диалог прослушивается целиком, заучивается наизусть, затем про- исходит варьирование его лексического наполнения, отработка элементов и, наконец, учащиеся подводятся к ведению диалогов на ту же тему, что и разучи- ваемый. Сторонники такого метода ссылаются на то, что в естественных усло- виях ребенок усваивает систему языка «сверху-вниз»: от крупных интонацион- но-синтаксических блоков к их элементам, развитие идет путем вычленения элементов из целого, принадлежность к целому облегчает запоминание. Недо- статок этого подхода в том, что он не развивает умения самостоятельно исполь- зовать материал в речи, сосредоточивая внимание на формальной стороне. Путь от целого диалога к усвоению его элементов приводит к тому, что наступает преждевременная автоматизация элементов в той взаимосвязи, в которой они употреблены в целом диалоге. Это ведет к его механическому заучиванию и ограничивает возможности свободного разговора в новых условиях. Второй метод – индуктивный – предполагает путь от усвоения элементов диалога к самостоятельному его построению на основе учебно-речевой ситуа- ции. Этот метод приобретает все больше сторонников благодаря тому, что с первых же шагов направляет на обучение взаимодействию, лежащему в основе диалогической речи; становление речевых умений и навыков при таком подхо- де происходит в процессе общения. Опора на аналогию играет большую роль на нижнем уровне развития уме- ний, при формировании первичных умений, и здесь эталонный диалог может сыграть свою роль, не для заучивания, а как образец для подражания. Учащихся нужно научить не только реагировать на опорную реплику, но и подавать ее, начинать разговор, опираясь на обстановку или поставленную учителем цель, устанавливать связи между ситуацией и высказыванием. Начало разговора представляет особую трудность для учащихся, так как требует уме- ния самостоятельно находить предмет разговора. Диалог может начинаться с сообщения, вопроса, побуждения. В младших классах отрабатывается более легкое начало разговора – вопрос или побуждение. По мере того, как учащиеся взрослеют, чтобы развивать их мышление, стоит постепенно вводить индуктивный метод обучения диалогической речи. Очень эффективно введение диалогов с заданиями, направленными на соб- ственный выбор с тем, чтобы учащиеся могли сами выбирать реплики для сво- их речевых продуктов, которыми до этого они уже овладели.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=