Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

118 тельного процесса, либо, наоборот, воспитание можно представить в виде раз- дела или части образования. Первая идея относится к философии Просвещения, где воспитание понимается как восхождение к совершенной гуманности, а об- разование представляется одной из ступеней этого процесса. Русский просвети- тель XVIII в. Н. И. Новиков выразил идею целостности воспитания следующим образом: «Воспитание имеет три главные части: воспитание физическое – обра- зование тела; воспитание нравственное – образование сердца и воспитание умственное – просвещение или образование разума» [1]. Вторая идея связана с подчинением воспитания образованию. Гегель рас- сматривает воспитание как моральное и интеллектуальное образование сов- местно. Философ работал в должности директора гимназии и сделал эти выво- ды в ходе своей трудовой деятельности. Он создал курс философии, направлен- ный на младших школьников гимназии – «Философская пропедевтика». Нравственное воспитание в процессе обучения помогает учащимся формиро- вать определённые нормы поведения и моральные ценности, которые определяют отношение человека к миру, другим людям и самому себе. Также посредством нравственного воспитания подростки могут критически мыслить, принимать обоснованные и соответствующие их внутренним установкам решения. Физическая культура как не что иное способствует нравственному разви- тию личности. Это система дисциплины спортивной активности, которая направлена на гармоничное развитие духовной и физической составляющей че- ловека. Основная особенность заключается в том, что спорт развивает не толь- ко один вид способностей подростков, а сразу три: физические, духовные и ин- теллектуальные способности. Английский философ Герберт Спенсер заявлял: «Ничто так не ускорит наступления того времени, когда люди начнут одинако- во дорожить телом и умом, как распространение убеждения, что охрана здоро- вья – долг человека. Люди считают себя вправе обращаться со своим телом, как им заблагорассудится. Когда мы придём к осознанию, что все нарушения зако- нов здравия – физические грехи, только тогда (но не раньше) на физическое воспитание детей будет обращено должное внимание» [2]. Кроме того, на нравственное воспитание влияет развитие гуманизма, пат- риотизма и религиозной составляющей молодёжи: осознание подростком своей национальной принадлежности, основных задач и целей в обществе, а также наличия веры, на основе которой строится весь жизненный путь. Смело можно утверждать, что спорт оказывает положительное развиваю- щее значение на подростков, но больше на тех, кто в этом наиболее заинтересо- ван. Спорт – это титанический труд, предполагающий серьёзную работу не только над своим телом, но и разумом. Чтобы добиться определённых (объек- тивно высоких) результатов в данной сфере, нужно работать над своим психи- ческим состоянием и разумом. Правильные ценности и установки помогут до- стигнуть цели и в случае неудачи, что является неотъемлемой частью физиче- ской деятельности, достойно принять её. Проблемы оказывают даже наиболь- шее влияние на развитие личности, чем успех. Ведь мозг человека находится в стрессовой ситуации, где ему нужно проанализировать произошедшие собы- тия, поразмышлять о дальнейших действиях, сформировать определённые мо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=