Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

110 ляться в тревожности, неуверенности в себе и своих силах, что может при- водить к трудностям в учёбе и общении со сверстниками. Они склонны боять- ся столкнуться с неудачами, что мешает им пробовать что-то «новое», заво- дить знакомства и в целом заниматься какой-либо деятельностью. Тяжело пе- реносят жизненные перемены, они привыкли к стабильности и комфорту. Так- же им непросто контактировать с окружающими, а именно проявлять инициа- тиву в общении. Слабое место – это те занятия, которые требуют выносливос- ти, например, спорт. Другой распространённой акцентуацией является циклоидная. Людям с данным типом акцентуации свойственно часто переменчивое настроение и эмоциональная нестабильность. Такие старшеклассники подвержены сменам настроения, у них «сложный» характер. И это однозначно влияет на их адапта- цию, отношения с одноклассниками, учителями и родителями в негативном ключе. Циклоидный тип характеризуется сменой фаз тонуса: с повышенного на пониженный. В период подъёма человек с данной акцентуацией общительный, радостный, искренний. Когда случается спад, появляются грусть, раздражи- тельность, задумчивость. Но в целом старшеклассник с циклоидной акцен- туацией не испытывает чувства безысходности, так как смена фаз происходит довольно часто. Также распространена шизоидная акцентуация среди старшеклассников. Они отличаются самобытностью, аутентичностью. Их механизмом психологи- ческой защиты часто выступает фантазирование, они склонны к фантазиям, «уходу» в свой внутренний мир. Им часто бывает интереснее с собой, нежели с окружающими. Но в этом есть и положительная сторона, так как они хорошо переносят одиночество. Некоторых людей может огорчать их холодность, от- странённость, замкнутость. Им иногда хочется контакта, близости с человеком, но в силу своих черт они не могут вступить в этот контакт [2]. В современном обществе старшеклассники имеют различные акцентуации личности. Для каждой из них характерны свои особенности и определённые за- острённые черты, отличающиеся модели поведения. Для того чтобы акцентуи- рованные старшеклассники успешно адаптировались в обществе, успешно налаживали отношения со сверстниками и близкими, необходимо обеспечить им поддержку со стороны педагогов, психологов и учителей. Важно научить их раз- витию навыков саморегуляции, управления эмоциями, совладания со стрессовыми ситуациями. Также важно направлять их бурную энергию в общественно полез- ную деятельность, создавать условия для развития их таланта и потенциала [1]. Литература 1. Асеева Е. В. Акцентуации личности у подростков: диагностика и кор- рекция. М. : Просвещение, 2005. 2. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М. : Пи- тер, 2020. 3. Чимаров С. Ю. Акцентуация характера личности и ее основные виды // Междунар. журн. гуманитарных и естественных наук. 2022. С. 42–44.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=