Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

107 К политическим причинам относятся: обострение национальных, регио- нальных, религиозных и иных конфликтов в мире, создающих очаг длительной социальной напряженности, углубление влияния этнических клановых групп и религиозной ортодоксии, стремящихся использовать экстремистские идеи и дейст- вия в личных корыстных целях для раздела собственности и захвата власти. Социальные причины религиозного экстремизма также могут быть этно- центричными. Несмотря на различия в целях и принадлежность к разным рели- гиозным течениям, всех экстремистов объединяет четкое видение образа врага. «Естественным продолжением националистической и религиозной идеи о бо- гоизбранности того или иного народа является «ксенофобия» – резко негатив- ное отношение к «чужакам»» [4]. Духовные причины включают в себя метафизические и культурные. Г. Джемаль считает, что «духовная корпорация (т.е. священники) искажает по- слания пророков и принимает все меры, чтобы создать так называемые «исто- рические» иудаизм, христианство, не имеющие ничего общего ни с целями, ни с тем проектом, который привносился в мир посланцами Бога» [4]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что все эти причины влияют на формирование религиозного экстремизма и его распространение в мире. Ре- лигиозный экстремизм ставит своими задачами не только реформирование той или иной религиозной системы, но и трансформацию устоев общества в эконо- мической, социальной, политико-правовой, духовной областях. Как справедли- во отмечают В. И. Афонский, Е. Д. Мелешко, Е. Н. Чеснова, «установки рели- гиозного экстремизма характеризуют вседозволенность, радикализм, культ си- лы, попрание нравственности (принципы, идеалы долга, личной ответственно- сти, обязанностей человека по отношению к обществу) …следствием выступает пренебрежение к общественным нормам закона» [2, c. 96]. В ценностной сфере происходит отрицание общечеловеческих, традиционных морально-этических ценностей и ценностей культуры, их важности как для каждого конкретного человека, так и для всего общества. И в этом отношении мы согласны с мнени- ем В. И. Афонского, Е. Д. Мелешко, Е.Н. Чесновой, которые считают религиоз- ный экстремизм антиценностью современной культуры [см.: 2]. Е. С. Шатрова к антиценностям современного российского общества относит «доминирова- ние, месть, садизм, идеологию, жесткость и исключительность» [9]. На наш взгляд, данные антиценности могут быть отнесены к антиценностям религиоз- ного экстремизма. Таким образом, мы видим, что наличие религиозного экстремизма приво- дит к аксиологическим рискам, т. е. к рискам формирования ценностей, не со- ответствующих нравственному идеалу. Так, например, слишком восприимчи- вые люди могут подумать, что нормально унижать других людей за другую ве- ру или атеизм, что совершенно неправильно со стороны морали и нравственно- сти. Чтобы преодолеть риски в современном обществе, стоит со стороны госу- дарства улучшать законодательную систему, внося законы о наказаниях за ре- лигиозный экстремизм и другие его виды. Общество же должно сделать всё, чтобы не вступать в такие группировки и проводить мероприятия, направлен- ные на профилактику религиозного экстремизма. Этому могут служить диалог

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=