Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

106 ским ценностям. Особенно ярко это проявляется в желании и стремлении при- верженцев определенных конфессий распространить свои религиозные идеи и нормы на все общество [см.: 1]. К чертам религиозного экстремизма, на наш взгляд, относятся следующие: 1. Верность: верность своей религиозной идеологии считается самым важным для экстремистов. Они готовы отдать все, включая свою жизнь, за свою веру. 2. Святость: экстремисты считают свою миссию священной и нерушимой. Они верят, что выполняют волю божью или божественную миссию, даже если это требует насилия или жертв. 3. Исключительность: религиозные экстремисты могут придерживаться убеждения, что только их группа или течение правильно понимает и следует учениям веры, и что остальные являются «неверными» или «недостойными». 4. Преследование: многие экстремисты считают, что они подвергаются преследованию за свою веру, и их главным фактором становится борьба с этим якобы преследованием. 5. Подчинение: во многих случаях религиозные экстремисты придержива- ются строгих иерархических структур и подчинения лидерам или авторитетам, считая это необходимым для достижения своих целей. 6. Чистота и пуританизм: верят в необходимость поддержания «чистоты» внутри своей общины или группы и часто противятся влиянию «чужеродных» или «неправедных» элементов. 7. Мессианство: некоторые группы религиозных экстремистов могут ве- рить в приближение «конца времен» или в приход мессии, что придает их дей- ствиям особую сакральность и срочность. Эти черты, хоть и могут казаться экстремистскими или враждебными, обычно возникают из глубоких религиозных или социальных убеждений и пе- реживаний. Однако их реализация через насилие или радикализацию часто приводит к конфликтам и страданиям. Примером экстремистских действий на территории Российской Федерации является такая организация, как «Высший военный Маджлисуль Шура Объеди- ненных сил моджахедов Кавказа». Они поставили себе цель: построить госу- дарство с шариатской формой правления, так называемого «Великого кавказ- ского халифата» любыми способами, даже вооруженным захватом власти. Дан- ная организация причастна к террористическим актам на территории России, бандитизму, захвату и казням заложников, в том числе иностранцев, и к другим тяжким преступлениям. Об этом высказывался Т. Таджуддин говоря о том, что ваххабизм разрушает религиозные и народные традиции: «По исламу мусульмане не делятся на арабов и неарабов. Пророк говорил, что нет никакого превосход- ства араба над неарабом, и наоборот, все люди равны перед Богом...» [цит. по: 4]. Причины религиозного экстремизма следующие: экономические, полити- ческие, социальные и духовные. Экономическими причинами выступают противоречивые потребности раз- личных разобщенных групп человечества (наций, этносов, классов), способных породить религиозный экстремизм как явление общественной жизни [4].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=