Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

105 С. С. Кичатая Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Г. Мартьянова РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ: ПОНЯТИЕ, ЦЕННОСТИ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ На данный момент проблема религиозного экстремизма очень актуальна, потому что распространена по всему миру и является угрозой безопасности для общества. Поэтому нам бы хотелось определить цель данной статьи следую- щим образом: раскрыть понятие, ценности и риски религиозного экстремизма. Прежде всего, следует отметить, что понятие «религиозный экстремизм» состоит из двух слов: религия и экстремизм. По толковому словарю Ожегова «религия – одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и суще- ства (богов, духов), которые являются предметом поклонения» [5]. По толко- вому словарю Ушакова «экстремизм – это склонность, приверженность к край- ним взглядам и мерам, преимущественно в политике» [8]. В настоящее время в отечественной науке существует много трактовок данного понятия. Термин «религиозный экстремизм» рассматривали Р. С. Та- маева, А. П. Забиянко, А. А. Нурулаев, Е. Г. Балагушкин, Т. А. Скворцова, А. М. Се- менцов, Е. Н. Плужников и многие другие. Так, например, Е. Г. Балагушкин устанавливает религиозный экстремизм как «неприятные системы традицион- ных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда «идей», противоречащих им» [цит. по: 6]. Т. А. Сквор- цова и А. М. Семенцов полагают, что «под религиозным экстремизмом следует понимать исповедание некоторыми религиозными группами или отдельными лицами идеологии, основанной на нетерпимости к представителям других кон- фессий и (или) атеистам или противоборстве в рамках одной конфессии, веду- щее к совершению этими группами или лицами противоправных деяний, нару- шающих права и законные интересы граждан, государства и общества в целом» [цит по.: 3]. Е. Н. Плужников же считает, что религиозный экстремизм можно определить как «политический феномен, крайнюю форму политических страте- гии, представляющую угрозу обществу, национальной безопасности» [цит по.: 2, с. 95]. Среди перечисленных терминов нам ближе тот, который предложили Т. А Скворцова и А. М. Семенцов, потому что, как мы считаем, они раскрыли его более широко и полно в отличие от других авторов. Целью религиозного экстремизма, на наш взгляд, является проповедь своей исключительности, воздействие на органы власти, а также признание превосходства своей религии, ведущее к подавлению других религиозных кон- фессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Сущность религиозного экстремизма заключается в отрицании традицион- ных морально-этических ценностей, а также в активном продвижении тех ас- пектов мировоззрения, которые противоречат традиционным общечеловече-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=