Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

98 чениях в главах, которые чередуются с другой историей, Сатору Наката, пожи- лого мужчины. Когда ему было 9 лет, незадолго до окончания Второй мировой войны, Наката был частью группы школьников, которые во время школьной экскурсии в местном лесу необъяснимым образом потеряли сознание. Когда он пришел в себя несколько недель спустя, Наката потерял все свои воспомина- ния, способность читать и писать и большую часть своего интеллекта, но он приобрел способность разговаривать с кошками, и поэтому дополняет неболь- шую субсидию, которую он получает от правительства, гонорарами, которые его соседи платят ему за поиск своих потерянных питомцев. «Лучший способ думать о реальности уйти от нее как можно дальше. Вы могли бы назвать это собственным методом Мураками, за исключением того, что в его художествен- ной литературе нереальные элементы обрабатываются настолько буднично, что их вряд ли можно назвать "далекими" от реалистичных; они органично сосуще- ствуют. Да, Наката может разговаривать с кошками, но их разговоры всегда начинаются с вежливой болтовни о погоде» [2, с. 12]. Позже в романе Кафка находит убежище в работе в маленькой частной библиотеке в приморском го- родке, в то время как Наката привлекает внимание зловещего ловца кошек, ко- торый носит кожаные ботинки, красный фрак и высокую шляпу. Ловец кошек представляется как «Джонни Уокер». История, конечно, очень старая в современных декорациях. Может ли Кафка избежать наследия насилия, которое он унаследовал от своего отца, ДНК, которую он отождествляет с судьбой? Этот вопрос имеет резонанс для Мураками, который остро интересуется ролью своей страны во Второй миро- вой войне и который описал себя как глубоко изменившегося человека благо- даря написанной им научной книге о выживших после газовой атаки культа «Аум Синрике» в токийском метро в 1995 году. Ближе к концу, глубоко в лесу, Кафка столкнется с двумя имперскими солдатами, которые «вышли из времени» во время войны, потому что не смогли смириться с тем, что им выпала участь убивать или быть убитыми. Они не постарели, но они также и не жили. Встреча с солдатами является наглядным примером раскрывающейся в романе научно- фантастической теории «параллельной вселенной», т. е. идеи о существовании па- раллельно реальному потустороннего мира, мира мертвых, где нет времени. Однако, солдаты – это не единственные персонажи, которые предпочли приостановленную анимацию страданиям от опустошения времени и потерь. В этой книге научно-фантастическая история чередуется с жуткими репорта- жами из обнесенной стеной сказочной деревни, где никогда ничего не меняет- ся. В конце концов выясняется, что деревня – это отгороженный участок соб- ственного подсознания рассказчика. Из-за неудачной нейрохирургической опе- рации он скоро будет заключен туда – это своего рода смерть, но также и свое- го рода бессмертие, поскольку в бессознательном нет времени. На наш взгляд, странная, величественная актуальность романов Мураками проистекает из их озабоченности подобными внутренними проблемами; вы можете представить каждый из них как драму, разыгрывающуюся в пределах одной души. В каждом из них «Я» лежит на кусках и должно быть собрано об- ратно; жизнь, которая зашла в тупик, должна быть начата и возобновлена в бо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=