Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

85 Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» также рисует об- разы людей, оказавшихся на пороге кризиса экзистенции. Так Раскольников пытается понять себя через теорию, рождённую в его голове: общество, в кото- ром он живёт, видится ему безликой массой, «материалом», соглашающимся с действительностью и подчиняющимся ей; при этом у него есть идеалы – лю- ди, которые способны менять историю, и Раскольников надеется, что может причислить себя к этой категории. «…второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к то- му, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заяв- лениях, разрушения настоящего во имя лучшего» [5]. Он видит социальную несправедливость и паразитизм в лице таких людей, как старуха-процентщица. Чтобы ощутить свою способность влиять на ход те- чения действительности, герой решается на убийство, которое всё же не решает существующих противоречий, а жизнь превращается в нескончаемый омут страха за содеянное. Лишь знакомство с Соней Мармеладовой, которая прини- мает его таким, какой он есть с ног до головы и готова прислушаться к ощуще- ниям Раскольникова, помогает ему переосмыслить своё бытие. Таким образом, небезосновательна точка зрения о том, что людей по все- му миру объединяют переживания, основанием для которых становятся важ- нейшие экзистенциалы, связанные с понятиями свободы, воли, смерти. И имен- но рассмотрение языка переживаний становится универсальным ключом к пониманию закономерностей существования человека в любой культурно- исторической среде. Несмотря на культурную обусловленность развития языка, в котором так или иначе выражаются ощущения человека, его основная функция состоит в том, чтобы соединиться с языком переживаний. М. Хайдеггер пишет: «Чем яснее при этом язык начнет показывать собственно себя, тем значимее начнет делаться путь к языку для самого языка, тем решительнее изменится смысл формулы пути. Она утратит свой характер формулы, неожиданно станет беззвучным отголоском, дающим нам услышать нечто малое от собственно языка» [10]. Витгенштейн утверждает, что «для того чтобы узнать символ в знаке, мы должны учитывать осмысленное употребление…» [2]. Язык и переживания связаны с символикой, поэтому для понимания пер- вого недостаточно знать тот просто с точки зрения грамматики. «Каждая правильная символика должна быть переводима в другую согласно таким правилам: это есть то, что они все имеют общим» [там же]. Этим общим могут служить именно фундаментальные переживания, консоли- дирующие культуры. Литература 1. Аристотель. Об истолковании. URL: http://abuss.narod.ru/Biblio/ aristotel.html (дата обращения: 23.04.2023). 2. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. URL: http://filosof.historic.ru/ books/item/f00/s00/z0000272/index.shtml (дата обращения: 20.04.2023).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=