Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

84 и Запада) и обнаружить подтверждение транслируемой потребности человека в самоопределении. Самоопределения требующего выхода за границы индиви- дуального существования. Героя японской повести «Исповедь неполноценного человека», написан- ной в середине ХХ века Осаму Дадзаем, ужас охватывает при столкновении с людьми. Совсем не на пустом месте. Будучи мальчиком, Ёдзо рос в патриар- хальной, деспотичной с точки зрения приверженности традициям семье. Герой обнаруживает свою непохожесть на окружающих и чувствует себя вечно нака- занным в своей семье, ведь в сознании героя всё строится совершенно отлично от ценностных ориентиров и моделей поведения, существующих в его доме. Тем не менее, он не идёт на борьбу. Быть может, из-за своего одиночества. «…у меня с родителями не было полного взаимопонимания. На чью-либо помощь рассчитывать не приходилось. Обратись я к отцу ли, к матери, к поли- ции, к правительству – чего в конце концов добился бы? Все равно мнение сильных мира сего прижмет меня к стенке. И только. Я прекрасно знаю о том, что в нашем мире существует несправедливость и тщетно взывать к людям; сам я никогда не говорил того, что думаю, постоян- но скрывал свои мысли, и считал, что мне не остается ничего другого, как толь- ко продолжать паясничать» [4]. Ёдзо на всю жизнь принимает для себя решение угождать всем, никогда не показывая себя (по сути, отключить свои чувства). Он не может быть собой ни с кем, поэтому берёт на себя роль «паяца» в попытке смириться с обще- ственными устоями, но в итоге это невыразимое противоречие приводит к тя- желым деструктивным последствиям – постепенному саморазрушению и само- убийству в конце. Переместимся в «Падение» французского автора Альбера Камю. Нам описывается жизнь человека, который считает себя успешным и, возможно, даже счастливым, ведь он знает как вести себя соответственно . Жан-Батист вписал себя в культуру ценностей современного общества. В отличие от Ёдзо, осознаёт, что врёт себе во всём, находясь уже в зрелом возрасте. Когда герой становится единственным свидетелем самоубийства незнако- мой ему девушки, он сталкивается со своей собственной свободой что-либо предпринять (исходно – волей бездействия) и страхом смерти, которая, как ока- залось, по щёлчку может разрушить систему, структуру, иллюзии мира. Жан- Батист не сделал ничего, чтобы спасти утопленницу, предотвратить инцидент. И эта история навсегда осталась в нём. «„Девушка, ах девушка! Кинься еще раз в воду, чтобы вторично мне выпа- ла возможность спасти нас с тобой обоих!” Вторично? Ох, какая опрометчи- вость! Подумайте, дорогой мэтр, а вдруг нас поймают на слове? Выполняйте обещание! Бр-р! Вода такая холодная! Да нет, можно не беспокоиться. Теперь уж поздно, и всегда будет поздно. К счастью» [6]. Ситуация косвенной со- причастности, проекции на всеобщую человеческую судьбу, породив мощ- ный чувственный импульс, стала сломом в мировосприятии героя. Тот понял, что лжёт себе, ощутил свою полную несостоятельность, но так и не смог из неё выбраться.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=