Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

81 Р. В. Посох Факультет русской филологии и документоведения, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – А. Ю. Каширин К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОЙ ВСЕОБЩНОСТИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ЯЗЫКА Цель статьи – рассмотрение и представление базовых экзистенциальных переживаний человека как основы межкультурного взаимодействия в языковой действительности. Задачи: проанализировать взаимосвязь культуры и языка; раскрыть понятие «языка души» и обосновать в нём роль экзистенциализма с литературными примерами пограничных ситуаций, а также коснуться его способности выражения в знаковой системе (языке). Человек в своём образе – собиратель культур. Своеобразие внутреннего мира каждого индивида в культурном пространстве реализуется в неких уни- версалиях, в том числе и в языке . Характер эмоций тоже может иметь культур- ную обусловленность. Спроси о цвете скорби европейца и жителя Востока – получишь разные ответы. Э. Сепир утверждает, что ««Реальный мир» в значительной степени неосо- знанно строится на основе языковых привычек той или иной социальной группы. Два разных языка никогда не бывают столь схожими, чтобы их можно было счи- тать средством выражения одной и той же социальной действительности. Миры, в которых живут различные общества, – это разные миры, а вовсе не один и тот же мир с различными навешанными на него ярлыками... Мы видим, слышим и во- обще воспринимаем окружающий мир именно так, а не иначе главным образом благодаря тому, что наш выбор при его интерпретации предопределяется языко- выми привычками нашего общества» (Статус лингвистики как науки (1928)) [8]. Именно поэтому можно сказать, что понимание (в классическом рациона- листическом смысле) между представителями далёких друг от друга культур в полной мере невозможно . Однако у человеческого существования есть топо- сы, на территории которых встречаются все. Метафорически, это вершина го- ры, где совсем уже мало земли и много неба, там, где есть безграничная свобо- да и предел. Там, где можно заблудиться или достигнуть просветления, глядя в горизонт. Эти «топосы» снимают противоречия или, по крайней мере, сгла- живают их, делая очевидными и не столь тревожащими. Это «местность» экзи- стенциальных переживаний – общего языка души, который является фундамен- тальным, несмотря на всё многообразие элементов, из которых построен от- дельный человек – отдельной жизни и отдельной культуры. По выражению В. Фон Гумбольдта «изучение языков мира – это также всемирная история мыслей и чувств человечества» [3]. Закономерно возникновение экзистенциа- лизма и общего интереса к языку именно в XX столетии. Происходит смешение и неминуемое столкновение культур (мы попадаем в мультикультуральный мир) – идут естественные трения и, как следствие, накопление статического напряжения, приводящего к разрядке, как в грозовом небе. Эти «грозы культу-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=