Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

79 Урок иностранного языка предоставляет хорошие возможности и условия для формирования и развития нравственности и духовности. Урок иностранно- го языка может включать: аудирование, говорение, чтение и письмо. В этом от- ношении изучение иностранного языка в школе имеет огромный воспитатель- ный потенциал. «…У иностранного языка как учебного предмета есть одна особенность: на наших уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути – личностно. Ученик не просто рассказывает о чем-то; он высказывает свое мнение, свое отношение к предмету общения. Именно эта личностная за- остренность и является тем каналом, через который в душу и сознание обучае- мого проникает воспитательное воздействие». Здесь необходимо отметить тот факт, что обычное прослушивание или прочтение текста, содержащего в себе моральную проблему не всегда побуждает ребенка реагировать на нее – важно здесь включиться в процесс самому учителю, суметь направить ребенка, задавая ему при этом такие вопросы, чтобы он сам пришёл к нужному выводу [6, с. 31]. Одним из наиболее эффективных, на наш взгляд, видов проектной дея- тельности, который мы можем применять на уроке иностранного языка, явля- ются разучивание ролей и проигрывание небольших спектаклей и сценок. Применение подобного метода обучения и воспитания в образователь- ном процессе позволяет решать целый комплекс педагогических и воспита- тельных проблем:  воспитание воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалогической и монологической);  развитие коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);  художественное образование и духовно-нравственное воспитание; Кроме того, оно имеет такие преимущества как создание положительно- го эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных си- туаций через игру. Затронем тему семантики и этических категорий. Во время урока учитель с учениками, изучая новую лексику, могут поразмышлять, что такое любовь, добро, зло, помощь, жалость и т. д. Таким образом, встречаясь на уроке иност- ранного языка с какой-либо этической категорией, ученики пробуют объяснить семантическую сторону данного понятия (тренируют тем самым разговорную речь), проанализировать его, например, опираясь на предложенный текст (учимся читать и понимать текст, выделяя необходимую информацию) или от- рывки из литературы или поработать над дилеммами, включающее данное по- нятие. Из этого можно сделать вывод, что при изучении иностранного языка объяснения семантического свойства слов, связанных с нравственными катего- риями, могут стать средствами не только более глубокого понимания языка, но и одним из элементов нравственного воспитания. Однако стоит отметить, что учителю нужно иметь четкое представление об этико-философском значении данных категорий. Кроме того, стоит не забывать, что воспитательный процесс не может быть заключен только лишь в рамки одного урока. Воспитание – это ежедневный трудоёмкий процесс, результат которого может не быть заметен сразу. Следо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=