Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

78 час, чтобы стать свободной в нравственном и духовном понимании личностью необходимо преодолеть этот барьер внешней культуры, в который он сейчас погружен, а учителю это необходимо тем более, так как его задачей, прежде чем воспитать ученика, воспитать самого себя. Опираясь на взгляды упомянутых выше авторов, можно предположить, что язык (в том числе использование иностранного языка на уроке) может оказать сильное влияние на формирование нравственного сознания, что в свою очередь может послужить хорошей основой для прояснения и более глубокого понима- ния нравственных категорий. Например, «овладение коммуникативной компетенцией в ходе изуче- ния иностранного языка (а с ним – и иностранной культуры, страноведения) в большой степени способствует развитию такой важной человеческой способ- ности, как способность к эмпатии – способность к сопереживанию, которая проявляется в процессе выполнения различных заданий, когда студенты долж- ны учитывать способности и возможности собеседника, терпимо относится к его ошибкам, сочувствовать, если что-то не получается» [1]. Актуальность можно обосновать с нескольких позиций: с позиции совре- менных потребностей российского общества, которая на данный момент очень четко прописана в обновленных ФГОС, а также с точки зрения лучшего пони- мания значений и смыслов иностранного языка и иностранной культуры. В настоящее время, несмотря на социальный запрос, требования ФГОС, можно заметить тенденцию того, что образованию уделяется больше внимания, чем воспитанию. Особенно это заметно в старших классах, где основной упор делается на сдачу государственных экзаменов, где не проверяется достигнутый нравственный уровень развития личности. Конечно, это не означает того, что качества личности необходимо в срочном порядке подвергнуть анализу, тем более в качестве сдачи экзамена. И, тем не менее, мы считаем, что воспитательный компонент не может быть отодвинут на задний план. Воспитание и образование должны дополнять друг друга. Воспитание должно стать в некотором смысле оболочкой для обра- зования, придать ему форму, как делает огранку алмазу искусный ювелир. Об этом же говорит и И. А. Ильин в своем труде «О воспитании в грядущей Рос- сии», что «образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно даёт в его распоряжение жизненно выгодные возможно- сти, технические умения, которыми он, бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, – и начинает злоупотреблять» [3, с. 143]. Из этого предпо- ложения следует, что образование (особенно на высоком уровне) без нужного уровня нравственного воспитания может нанести вред гораздо серьезнее. Обратимся к ключевому понятию работы «элементы нравственного воспи- тания». Элементы нравственного воспитания встречаются нам повседневно и яв- ляются неотъемлемой частью жизни (не только ребенка, но взрослого человека), даже если мы не всегда способны заметить их и выделить в череде событий. В процессе же обучения иностранному языку под элементами нравственного воспитания понимается обоснование, объяснение учителем этических категорий и нравственных ценностей, встречающихся при изучении иностранных слов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=