Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
77 И. В. Полякова Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, I курс магистратуры (заочная форма обучения) Научный руководитель – Ю. В. Назарова ЭЛЕМЕНТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Способы нравственного воспитания в России традиционно являются темой специальных исследований. Лев Николаевич Толстой известный не только как писатель, но и как создатель своей особой педагогической концепции и основа- тель Яснополянской школы, высказал следующую любопытную мысль «…дети нравственнее взрослых хотя бы потому, что они еще не испорчены жизнью» [2, с. 19]. Из этого писатель делал вывод: воспитание кощунственно по своей сути, так как безнравственные воспитывают нравственных. Кроме того, важную роль в процессе нравственного воспитания играла се- мья, которая, по мнению писателя, должна организовывать правильный поря- док жизни, быть примером, а также воспитывать беседами по вопросам морали, чтением доступной детскому пониманию литературы, помогающей понять, что дозволено, а что не допустимо. Л. Н. Толстой ставил перед собой такую цель как объяснение нравствен- ных категорий через понятные и доступные ребенку примеры (притчи, сказки, истории). Лев Николаевич ставил своей задачей не столько показать внутрен- ний мир героев, а объяснить нравственное (правильное) поведение, опираясь на христианские мотивы и сюжеты Евангелие. «Л. Н. Толстой стремился не просто создать произведения, понятные простому народу, и выразить в них свои ду- ховные и нравственные поиски, но и преследовал дидактическую цель, а имен- но научить людей жить праведной жизнью, так, как он трактовал ее сам» [7]. Л. Н. Толстой обращается к античной философии, в которой, как известно, счи- талось, что добродетель – это знание о добре, то есть люди творят зло по про- стой причине, что не могут отличить добро от зла. Следовательно, добродетели можно научить, как и любой другой науке. Более масштабно программа обучения добродетели через простые житей- ские истории была реализована Л. Н. Толстым в «Народных рассказах» [4, 8]. Тему нравственного воспитания также развивает в своей работе «Основы педагогики» известный русский философ, педагог и публицист Сергей Иосифо- вич Гессен. По мнению философа «степень достигнутой личностью свободы и постольку ее нравственный уровень зависит от двух моментов: от степени ее волевого напряжения (центростремительной силы личности) и от объема окру- жающих личность культурных содержаний (центробежных сил внешней куль- туры), которые предстоит личности усвоить и заставить вращаться вокруг себя» [5, с. 83]. Как мы можем заметить, в настоящее время уровень влияния внешней культуры значительно вырос, а ее качество заметно снизилось. Человеку сей-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=