Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

75 А. П. Петрова Физико-математический факультет, II курс магистратуры (очная форма обучения) Научный руководитель – И. Н. Балаба МОНИТОРИНГ ОЦЕНИВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Качество обучения и воспитания играет важную роль в развитии страны, обеспечивая безопасность и подготавливая кадровый состав за счет подготовки подрастающего поколения. Для оценки уровня подготовки учащихся «исполь- зуются результаты международных исследований: Международное исследова- ние качества чтения и понимания текста (PIRLS), Международное исследова- ние качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS), Международная программа по оценке достижений учащихся (PISA)» [1]. Акту- альность выбранной темы обусловлена необходимостью улучшения уровня об- разования, при котором важно использование единой методологии для развития функциональной математической грамотности в рамках школьной учебной программы, включая урочную и внеурочную деятельность, а также методиче- скую работу. В [2] были рассмотрены подходы к формированию функциональ- ной математической грамотности в процессе организации внеурочной деятель- ности. Здесь мы подробно остановимся на мониторинге ее оценивания. Мониторинг качества образования не только проверяет способность уча- щихся воспроизводить знания, но и оценивает, насколько хорошо они умеют применять эти знания и использовать их в незнакомых ситуациях, как внутри, так и за пределами школы. «Формирование функциональной грамотности уча- щихся в современной образовательной системе должно решаться в рамках каж- дой образовательной области и каждого учебного предмета. Для оценки уровня функциональной грамотности своих учеников, учителю необходимо предоста- вить им нетипичные задания, которые позволят рассмотреть реальные жизнен- ные проблемы. Решение таких задач обычно требует применения знаний в но- вой ситуации, поиска новых решений или способов действия, то есть, требует творческой активности» [1]. При развитии математической грамотности можно выделить три уровня. Первый (репродуктивный) уровень включает знание теории и умения вы- полнять базовые задания школьной программы, применяя стандартные алго- ритмы и методы решения. Второй уровень требует от учащихся самостоятельно выбрать соответст- вующий метод решения и необходимые математические инструменты. Ситуа- ции, рассматриваемые в задачах, должны быть нестандартными, но не требо- вать высокого уровня математизации. Третий уровень включает проверку математического мышления, умения обобщать, глубоко понимать, использовать интуицию. Для проверки разраба- тываются более сложные задачи и, так называемые, кейс-задания. Они требуют

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=