Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

67 А. М. Михайлина Факультет русской филологии и документоведения, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – А. В. Слобожанин ФИЛОСОФИЯ НАТУРАЛИЗМА В НЕОКОНЧЕННОЙ ПОВЕСТИ М. ПРИШВИНА «МИРСКАЯ ЧАША» Актуализация внимания исследователей к личности и творчеству, миро- воззренческой концепции М. М. Пришвина во многом обусловлена широким идейным характером его творчества. Антропоморфизм, который проявляется в художественных словесных образах, воплотил философскую идею созависи- мого положения человека и окружающего мира. В данной работе наше внима- ние направлено на анализ выявленной связи в повести «Мирская чаша». Выбор объекта исследования обусловлен органическим соединением и отож- дествлением исторических конструктов с природными явлениями, попыткой ав- тора объяснить сущность человеческой натуры в системе окружающего мира. М. Пришвин «старался понять и объяснить тайну человека посредством того, что происходит в живой природе, избегая философской терминологии и опираясь на язык литературы» [1]. Прозаик вынужден использовать обилие поэтических средств для реализации «биометафорической антропологии» – по- знания человека посредством художественной образной системы. «Связав свою жизнь с искусством, писатель сохранял в художественном творчестве элементы научного метода для выражения поэтических истин посредством методического отбора нужного материала непосредственно из наблюдаемой природы» [там же]. Повесть «Мирская чаша» обладает уникальным характером так как являет- ся одним из единственных произведений писателя с гражданско-философской тематикой, в котором наблюдается соединение натуралистических идей и пре- дельных вопросов. Размышления героя-рассказчика о бытии тесно связаны с состоянием природных объектов, перенесением этого состояния на человека. На предельные вопросы: «Будет ли Страшный Суд?», «Чем же я оправ- даюсь теперь за своё бытие?» [2], репрезентованных посредством образного воплощения личности автора, рассказчик пытается утвердить свою заслугу в том, что способствовал сохранению окружающего мира. Состояние предельного вопрошания детерминирует развитие мысли о не- обходимости разрыва человеческой натуры с примитивным животным началом: «В день грядущий, просветли, господи, наше прошлое и сохрани в новом все, что было прежде хорошего, леса наши заповедные, истоки могучих рек, птиц сохрани, рыб умножь во много, верни всех зверей в леса и освободи от них ду- шу нашу» [там же]. На уровне художественного текста проявление «биометафорического ант- ропоморфизма» обильно представлено в сравнениях. Физические способности персонажей отождествляются с представителями фауны: «…шныряли военные и полувоенные, что-то искали, организовывали,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=