Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

65 старшеклассникам взглянуть на жизнь под другим углом, переосмыслить неко- торые утверждения и, возможно, прийти к совершенно противоположному вы- воду. Волшебство и некая вседозволенность манит читателя. С одной стороны, он погружается в нереальное повествование, которое бросает вызов нынешнему миру. Все препятствия преодолимы с помощью взмаха волшебной палочки, и всем сложным задачам можно найти легкое решение. Однако фэнтези притя- гивает тем, что, как и в реальной жизни, магии недостаточно: необходимо при- ложить усилия и работать над своими слабыми и сильными сторонами. Литера- тура в жанре фэнтези положительно влияет на мотивацию учащихся, побуждает к деятельности и развитию. Помимо этого, данный жанр часто оказывается раз- влекательным, что и привлекает молодых читателей. Молодежи импонирует легкая литература, которая способна отвлечь от напряженной работы, скрасить времяпрепровождение и настроить на позитивный лад. Во-вторых, произведения в жанре фэнтези уникальны концентрацией лингвистических явлений, как грамматических, так и стилистических. В. М. Беренкова подтверждает, что в качестве характерной черты жанра высту- пают «особенности языка фэнтези и научной фантастики, проявляющиеся, прежде всего, на лексическом и словообразовательном уровнях» [1]. Действи- тельно, в произведениях можно встретить общеупотребительную лексику и специально созданную автором, и оба типа важны для обучения чтению. Ху- дожественные тексты охватывают все типы слов по стилистической окраске (книжную, нейтральную, неформальную лексику), следовательно, они позво- ляют актуализировать лексический запас читателя. Целостное произведение обеспечивает повторяемость лексики в новых контекстах и комбинациях и способствует ее запоминанию и развитию устной речи. Однако в рамках кон- кретной художественной реальности автор может создать неологизм, имеющий смысл исключительно в этом контексте. Так, названия предметов или имена персонажей являются результатом словотворчества автора, они несут дополни- тельный смысл и представляют особый интерес для изучающего чтения. Стар- шеклассники анализируют данную лексику и лучше проникаются атмосферой, героями и настроением произведения в целом, поскольку авторские слова от- ражают как общие, так и индивидуальные представления о мире. Наконец, «тексты фэнтези помогают сформировать, помимо лингвокуль- турологической, языковую и коммуникативную компетенции, а также расши- ряют кругозор и выполняют воспитательную функцию» [3]. Использование жанра фэнтези как аутентичного материала приближает учащихся к реальным условиям употребления иностранного языка, а трудности в языковом плане способствуют развитию критического мышления, но нельзя забывать об эмоци- ональных и психологических преимуществах, которые влияют на академич- ность процесса обучения. Чтение фэнтези содействует личностному росту старшеклассников, формированию художественного вкуса, самостоятельности. Книги в данном жанре активно развивают воображение и креативность, соот- ветственно, делают процесс обучения оригинальным и привлекательным. Более того, чтение как хобби объединяет учащихся, поэтому фэнтези вовлекает и приобщает к занятиям творчеством, формированию активной позиции и со-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=