Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

55 Вместе с тем, в аналитической химии находят всё более широкое примене- ние объекты и методы биохимии, в качестве аналитических инструментов ис- пользуются ферменты, антитела, органеллы, живые клетки, в частности, на их основе разрабатываются биосенсорные системы. Выявление взаимосвязей, взаимопроникновения наук, общих идей и зако- номерностей, методов исследования находит отражение в содержании учебных дисциплин. Межпредметные связи влияют на отбор и структуру изучаемого материала, помогают систематизировать и обобщать знания. В качестве основы интеграции курсов аналитической и биологической хи- мии выступает общность формируемых компетенций, связанных с проведением химического эксперимента, соблюдением норм техники безопасности, анали- зом и интерпретацией экспериментальных результатов, применением химиче- ских знаний для решения профессиональных задач. В курсе аналитической химии студенты изучают сущность методов анали- за, осваивают их практическую реализацию. При изучении биологической хи- мии значительно расширяется круг объектов применения аналитических мето- дов: для выделения индивидуальных компонентов из биообъектов, установле- ния структуры, определения активности ферментов, изучения кинетики мета- болических процессов. Усложнение объектов исследований можно проиллюстрировать на приме- ре титриметрии – одного из наиболее распространённого методов химического анализа. В лабораторном практикуме по биохимии используются разновидно- сти данного метода: кислотно-основное титрование − при изучении белков, ас- корбиновой кислоты; окислительно-восстановительное титрование – в редук- тометрическом анализе глюкозы, определении активности каталазы; комплек- сометрия – при исследовании гидролитических свойств амилазы; потенциомет- рическое титрование применяется для построения кривых титрования амино- кислот, определения их изоэлектрических точек. При проведении анализа природных объектов, представляющих собой сложные смеси веществ, большое внимание уделяется выделению исследуемо- го компонента из биоматериала, например, при спектрофотометрическом опре- делении витаминов в растительных продуктах. Проверка достоверности экспе- риментальных данных проводится посредством использования разных методов исследования, сопоставления с литературными данными, проведения статисти- ческой обработки результатов. Приведённые примеры отражают взаимное влияние и развитие химических знаний и умений студентов, полученных при изучении аналитической и биологи- ческой химии в условиях системной реализации межпредметных связей. Литература 1. Курашов Я. В. Встречные тенденции в естествознании: применение ме- тодов аналитической химия в биологии и биологических методов в аналитиче- ской химии // Философия в системе «НТПО»: наука, технология, производство, образование : сб. материалов IV Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Ка- зань, 2022. С. 196–201.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=