Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

47 В. М. Конторская, П. В. Нуждина Факультет иностранных языков, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Ю. В. Назарова ЦИФРОВОЕ БЕССМЕРТИЕ: ШАНС ЖИТЬ ВЕЧНО ИЛИ НИКОГДА НЕ УПОКОИТЬСЯ С МИРОМ? Всем известно, что такое смерть, но в современном мире появилось новое понятие – цифровая смерть. Актуальность статьи обусловлена тем, что на про- тяжении всей жизни человек оставляет свой цифровой след, пользуясь различ- ными гаджетами и облачными хранилищами. Все это представляет собой циф- ровое тело, которое после физической смерти «цифровые гробовщики» удаля- ют. Но это делается не всегда и в контексте существования цифровой смерти и цифрового тела появляется новое явление, с которым человек не сталкивался до вступления в мир технологий. Оно получило название «цифровое бессмер- тие». Термин связан с английским термином «digital afterlife» и «представляет собой некое присутствие в цифровом пространстве после смерти»[2]. Целью данной статьи является изучение явления цифрового бессмертия в контексте современной поп-культуры. Предмет исследования – цифровое бес- смертие. В статье анализируется явление, рассматриваются его последствия, отражающиеся в современной поп-культуре и влияющие на бытие; приводятся примеры «цифровой некромантии». Объект исследования – поп-культура. При исследовании были использованы следующие методы: метод дескриптивного анализа, метод реконструкции, метод сравнительного анализа. Цифровое бес- смертие получило распространение в современной поп-культуре. Согласно эн- циклопедическому словарю: «Поп-культура – совокупность произведений различных видов искусства (музыки, живописи, скульптуры, прикладного ис- кусства и т. п.), использующих приемы и средства, рассчитанные на массовое восприятие)» [5]. На данный момент у людей появляется возможность посетить концерт любимого погибшего исполнителя, где он представляет из себя со- зданную голограмму. Подобное явление порождает массу вопросов этического характера. С одной стороны, «цифровое бессмертие» коммерчески выгодно, поскольку люди, организующие проведение концертов, получают немалую прибыль. Для фанатов возможность увидеть кумира на сцене – бесценна. По- добные концерты становятся некой «отдушиной», позволяющей на несколько часов забыть о смерти звезды. С другой стороны, как отмечал Саймон Рей- нольдс, английский музыкальный журналист, «подобная мера закрепляет рабство человека» [3]. Многие артисты покончили свою жизнь самоубийст- вом в связи с тем, что не могли вынести груз популярности и проблем, появив- шихся из-за нее. По одной из версий, Мэрилин Монро совершила суицид именно из-за этой причины. «Цифровое бессмертие» было подвержено критике в массовой культуре. В известном британском сериале «Черное зеркало» существует эпизод под названием «Рейчел, Джек и Эшли Вторая», в котором рассказывается о тяжелой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=