Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

41 И. С. Калмыков Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Ю. В. Назарова АКТУАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ДИЛЕММЫ В ЭТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ Образовательный процесс в современном мире изменился, благодаря раз- витию цифровых и медиа технологий за последние десятилетия. Массовое рас- пространение и доступность интернета, а также доступ к смартфонам и персо- нальным компьютерам практически в каждой семье повлияли на изменение форм образовательного процесса в сторону внедрения медиа-технологий, мето- дик самообразования и дистанционного образования. В связи с этим возникают новые конфликтные ситуации и проблемы, которые затрагивают этику образо- вания. На развитие конфликтных ситуаций влияет переоценка нравственных ценностей в современном обществе, которое формируется с помощью медиа- пространства [3]. Одной из главных проблем является конфликт поколений педагогов и уче- ников. Данная проблема актуальна в любое время, но особенно остро стоит в наше время, в период стремительного развития технологий. Современное по- коление часто называют «цифровым». Современные дети и молодежь растут в информационной среде: на компьютерных играх, фильмах, музыке и роликах различных видеохостингов, где транслируется система ценностей западной культуры, которая сильно отличается от мировоззрения педагогов «советской закалки». Этот конфликт порождает другой. В современном обществе подрыва- ется авторитет и престиж профессии педагога. В этом смысле создание системы профессиональной этики педагога могло бы очертить границы его прав и обя- занностей, а также защитить достоинство профессии. С каждым годом все более злободневным и острым становится вопрос коммерциализации образования. На платной основе легко поступить в учебное заведение, а также можно получить более качественное образование в частных школах, университетах и на платных направлениях в государственных учебных заведениях. В связи с этим происходит снижение мотивации к учебе и получе- нию знаний в семьях, где родители могут позволить дать ребенку платное обра- зование. Но не стоит воспринимать данную проблему только с негативной сто- роны. Коммерческое образование позволяет получить диплом тем, у кого не получилось поступить из-за различных факторов, но имеется большое желание учиться и развиваться [2]. Не менее актуальной является проблема свободы и принуждения в образо- вании, но достаточно спорной, потому что принуждение в образовании являет- ся исходной точкой, а конечная цель – привить любовь к учебе и свободу выбо- ра в самообразовании. Но, тем не менее, элементы принуждения и конфликт- ные ситуации на этой почве встречаются повсеместно. Учеников заставляют строго идти по школьной программе и планам, совсем не учитывая особен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=