Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

33 пользование дактиля. Важно подчеркнуть, что при работе с глухими и сла- бослышащими обучающимися возникают дополнительные трудности в усвое- нии учебного материала из-за специфики дефекта. В данном контексте в по- мощь как учителям, так и обучающимся получилось выделить следующие циф- ровые технологии: 1) использование Skype, Zoom и др.; 2) использование чат-тех- нологий, чтобы дети могли обмениваться мнениями, переписываться и участ- вовать в дискуссиях по темам проекта; 3) электронные учебные курсы; 4) орга- низация интерактивных конкурсов, викторин и соревнований; 5) Виртуальные экскурсии (литература и биография, краеведение, искусство и т. д.) [5]. Во время пандемии и дистанционного обучения проблема создания дос- тупной учебной среды для глухих детей стоял особенно остро, поскольку плат- формы дистанционного обучения технологически не приспособлены для об- служивания глухих детей. Для каждой из категории глухих детей зрение явля- ется основным анализатором и источником восприятия информации, но плат- формы, используемые для дистанционного обучения, не позволяют проводить параллельные учебные презентации и видеотрансляции преподавателя в мас- штабах, доступных для глухих детей. Поскольку ребенок не может восприни- мать тон голоса учителя, ему также трудно писать в тетради одновременно со словами учителя. Дети с нарушениями слуха также испытывают трудности в обучении, потому что их органы звукопроизношения недостаточно сильны, чтобы усваивать информацию, которую им дают учителя [3]. Подводя итог, обратим внимание, что использование цифровых техноло- гий в инклюзивном образовании неизбежно. Несмотря на недостатки и пробле- мы цифровизации инклюзивного образования, сейчас внедрение цифровых технологий в инклюзивное образование является необходимостью. Конечно, традиционная система образования не может быть полностью заменена цифро- вой системой, но мы считаем, что значительная часть образовательного процес- са будет переведена в цифровой формат. Данный переход будет стремитель- ным, однако эта тема очень широка и требует дальнейшего рассмотрения. Литература 1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М. : Изд-во МЭСИ, 1999. 2. Ахметова Д. З., Артюхина Т. С., Бикбаева М. Р. и др. Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения // Высш. образование в России. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-i- inklyuzivnoe-obrazovanie-tochki-soprikosnoveniya (дата обращения: 26.04.2023) 3. Дегтярёва О. В., Фирсова Н. И. Опыт работы с детьми с нарушением слуха в период дистанционного обучения // Мол. ученый. 2021. № 25 (367). С. 473–474. URL: https://moluch.ru/archive/367/82561/ (дата обращения: 12.04.2023). 4. Наумова Т. А., Вытовтова Н. И., Баранов А. А. Дистанционные образо- вательные технологии как ресурс когнитивного и развития лиц с ограниченны- ми возможностями здоровья : моногр. Ижевск : Изд. центр «Удмуртский уни- верситет», 2018.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=