Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

32 К. А. Ермакова Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Г. Мартьянова ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ (на примере детей с нарушением слуха) Во всех странах и любой группе общества есть дети с нарушением слуха, число которых, к сожалению, с каждым годом возрастает. Дети с нарушением слуха являются частью нашего общества, поэтому наравне с другими должны развиваться и получать образование. Актуальность значимости образования для детей с нарушением слуха обусловлена современной глобальной ситуацией, ко- гда цифровые технологии активно внедряются в различные сферы обществен- ной жизни. Поэтому в рамках данной статьи хотелось бы рассмотреть роль цифровых технологий в инклюзивном образовании на примере глухонемых и слабослышащих детей. В настоящее время существует достаточное количество исследований национальных и международных ученых, анализирующих теоретические и практические аспекты цифровизации в инклюзивном образовании, выявляю- щих положительные и отрицательные стороны цифровых технологий в образо- вании людей с различными видами инвалидности [2]. Исследования, анализи- рующие использование цифровых технологий в инклюзивном образовании, за- нимают особое место в контексте дистанционного образования, которое осо- бенно необходимо, когда очное обучение ограничено по объективным причи- нам, например, по медицинским показаниям. Поэтому необходимость и пер- спективы дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья осмысливаются в работах П. В. Лаврова, Е. А. Мартыновой, М. И. Ни- китиной, В. Н. Смирнова, А. В. Федорова и пр. Организация дистанционного образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья отраже- на в работах Л. И. Алешина, Ю. С. Гузева, А. В. Селина и др. [4, с. 9]. Теперь обратимся непосредственно к применению цифровых технологий в дистанционном образовании. Прежде всего, необходимо обратиться к опреде- лению А. А. Андреевой, как наиболее точно отражающему суть этого понятия: «Дистанционное образование – это система, в которой реализуется процесс ди- станционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и под- тверждение образовательного ценза» [1, с. 36]. Недостатками дистанционного образования являются: неготовность образовательных платформ для дистанци- онного обучения людей с ограниченными возможностями, отсутствие оборудо- вания и высокоскоростного доступа в Интернет для детей и учителей [3]. С другой стороны, положительной стороной является доступность широкого спектра цифровых средств обучения. Задача педагогов – развивать речь и слух детей, формировать фонетическую сторону речи. В рамках дистанционного обучения со слабослышащими детьми важную роль играет жестовая речь и ис-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=