Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

29  По каким параметрам можно сравнивать человеческий и искусственный интеллект?  Каковы возможные варианты цифрового апокалипсиса?  Существует ли потенциальная возможность искусственного интеллекта осознать себя и каковы будут последствия этого осознания?  Какие мнения об ИИ на данный момент преобладают в общественном сознании? Так что же такое – искусственный интеллект? AI (с английского Artificial intelligence, искусственный интеллект) – «свойство искусственных интеллекту- альных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считают- ся прерогативой человека» [2]. В правовом смысле ИИ определяется как ими- тация интеллектуальных функций человека [3]. Другими словами, ИИ – это со- зданная человеком система, которая выполняет некоторые функции, которые, как раньше считалось, может выполнять только человек. Но почему искус- ственный интеллект может представлять опасность? Например, сейчас простейший искусственный интеллект внедряют в сферу автоиндустрии (Tesla Full Self-Driving). Он уже умеет управлять автомобилем, анализировать дорожную обстановку, совершать маневры. Через сеть он связан и с другими автомобилями на дороге. Так что же будет, если внезапно искус- ственный интеллект решит, что человек, сидящий в салоне – его враг? Со стре- мительной интеграцией искусственного интеллекта в жизнь человека самые немыслимые сценарии становятся реальны. В первую очередь следует опасаться самоосознания машины. Нельзя до- пускать, чтобы искусственный интеллект начал чувствовать и понимать себя как равный человеку «живой организм». Харлан Эллисон, американский писа- тель-фантаст в своем рассказе «У меня нет рта, но я должен кричать» пишет: «Мы научили его чувствовать. Мы сделали это нечаянно, и все-таки... Он попал в ловушку. Он был машиной. Мы предоставили ему возможность думать, но не указали, что делать с результатами мыслительных процессов. В гневе, в бешен- стве он убил почти всех из нас, но высвободиться из ловушки не мог. Не мог бродить, как мы, удивляться чему-то или кому-то принадлежать. Он мог только быть. Итак, он искал отмщения, искал со всей врожденной ненавистью машины к слабым, мягкотелым существам, которые ее построили» [4]. Это даёт пред- ставление о причинах – почему ИИ может ненавидеть человека, если научится чувствовать. В каком-то смысле, ИИ является антагонистом человека. Мы, лю- ди, обладаем свободой действий, передвижения. У нас есть органы чувств, мы способны составить картину мира не только на основании баз данных и откры- тых источниках информации, но и самостоятельно, через чувственное познание (в то время как машине будет доступно только рациональное). К тому же суще- ствует риск, что в своих экспериментах с искусственным интеллектом, как пи- шет Харлан Эллисон, человек может сам подарить осознание машине; не стоит и исключать возможности создания самоосознанного ИИ с определенной целью. С философской точки зрения ИИ таит в себе опасность с точки зрения сво- боды воли, свободы выбора, человеческой идентичности и уникальности. Сей- час человечеству доступны технологии по внедрению чипов в головной мозг,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=