Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

18 нарем, что отсылает к конечному ее отрицанию. Принятие антинаучного как сущего соответствует воззрениям Гуссерля о толковании самого понятия сущее «как то, что нами "обмыслено" сообразно со свойствами сознания: как вос- принятое, воспомяну-тое, ожидавшееся, образно представленное, сфантази- рованное, идентифицированное, различенное, взятое на веру, предположенное, оцененное и т. д.» [3]. Как полагала Бессмертнова в своей работе, посвященной экзистенциализ- му как явлению, в понимании ученых «абсурд проявляется не только в жиз- ненных ситуациях, заставляющих человека пережить разлад с миром, но и в тщетности усилий познать его» [1]. О лишенных анализируемой логики попытках слиться с сверхчеловеческим рассказано в серии «Два волшебни- ка» [5]. Нюша и Бараш извне достигают возможности управления миром. Од- нако два бога реализуют примитивные потребности, постоянно противореча «Я» друг друга, и в конечном счете стирают суть как бытие вообще в ничто. Здесь оправдывается несколько суждений экзистенциализма: человеческая не- существенность при необходимом для жизни исследовании сути, одновременно заведомо провальном ввиду верховенства Дазайн в сознании личности и под- тверждение свободы выбора человека, только в единстве с внутренним бытием не ведущим к его деградации. При этом Бог смешариков – создатели мультсери- ала, к которым они неоднократно обращаются с риторическими восклицаниями. Персонажи заперты в простоте бытия Ромашковой долины, подобно чело- веку в рамках отведенного ему предельного познания. Любые способы поки- нуть «есть» заканчиваются провалом. Так в серии «Индийский чай» по причине неспособности идти к вечному, к сну без сна, еде без еды, смешарики вновь проигрывают потребностям и сдаются на благо осязаемого здоровья. Аналогич- ная ситуация с Лосяшем, решившим стать бабочкой после осознания факта своего лжепроисхождения от насекомого. Дазайн в виде пирожков Совуньи заставил за- быть о заветном « С цветка на цветок! » [там же]. Однако, как экзистенциалисты, герои не заканчивают поиски, ведь без них не будет духовного развития личности. Каркарыч после неудачи с Индией продолжает искать мифологические понима- ния сути, а Лосяш адаптирует иные свойства бабочек под собственные цели, не в абсолюте, но в искании жизни понимая собственный смысл. По Кьеркегору, само «Я» отдельно взятого субъекта следует рассматривать как экзистенцию с акцентными состояниями, ключевые из которых страх и вы- бор. Также межкатегориальный переход способен осуществиться при повыше- нии уровня отчаяния. Это суждение детально описывает ход серии «Без нико- го» [5], где Ежику по фанту выпадает отправиться на ночь в темный лес. Страх, вызванный пугающей темнотой, звуками зверей и птиц приводит персонажа к ситуации выбора. Отчаяние, вызванное нахождением на дне колодца с разби- тыми очками, одновременно толкало его к признанию собственной слабости и никчемности и к борьбе за жизнь. Мультгерой выбрал отвагу и познал утрен- нюю красоту природы при освобождении. Также по Кьеркегору человек сквозь отчаяние переходит через три стадии: эстетическую – ситуативную в соответствии с формой существования (Ежик в «Без никого»), этическую – предполагающую нравственную ответственность

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=