Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
17 Е. А. Бакшаева Факультет русской филологии и документоведения, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – А. В. Слобожанин РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА В МУЛЬТСЕРИАЛЕ «СМЕШАРИКИ» «Смешарики» – культовый российский мультсериал 2004 года выпуска, авторский коллектив которого награжден Премией Российской Федерации за вклад в развитие культуры. Анимация студии «Петербург» – пример репре- зентации философского течения с распространением его в массы путем цифро- вых технологий. Проникновение в контекст мультфильма воспитывающих ситуаций выдает закономерную мораль, соответствующую экзистенциальной философии, традици- онно ставящей в центр рассмотрения « переживание человеком его существова- ния » [6]. Для обоснования вывода перейдем к анализу некоторых эпизодов. Завязкой серии «Смысл жизни», вдохновленной «Сталкером» Андрея Тар- ковского выступает вопрос Бараша: « Какой вообще смысл быть по утрам? » [5]. Старший товарищ Каркарыч отправляется с ним на поиски нечта Кузинатры, с нахождением которой вопрос о сути бытия должен закрыться. Само проис- хождение неизвестного слова кроется в неправильном переводе названия фир- мы, производящей кухонную технику Кузинарт в фильме «Карты судьбы» и наталкивает на предрешенность похода героев, которую и предполагал Кар- карыч. Кузинатра оказывается недосягаемой ипостасью бытия сущего, но не сущего вообще. От невозможности достижения истины Бараш приходит к вы- воду, что суть жизни в самой жизни, в битии-Дазайн: « Смысл этой кровати в том, чтобы я на ней спал » [там же]. Это соответствует высказыванию Хайдеггера « Бытие лежит …в реальности, наличии …присутствии, в «имеет- ся» [2] и закладывает в мультсериале основу экзистенциализма – важности су- ществования конкретного «Я». Опровержение существования цели создатели сериала отобразили также в эпизоде «Загвоздка» [4]. Крош спешит, а все не понимают этого и намеренно движутся медленно: идут длинной дорогой, меняют тему за чаем и т. д. Переводя на философский язык, осознают бытие в коррелятивности, «безосновности и без- предпосылочности» [6], как экзистенцию. Едва не лишив бабочку жизни, длина которой по физиологическим показателям не превозмогает Дазайн, Крош дости- гает понятия забвения как истинно-цели представленной философии. Трагичность рассматриваемого направления отражена в эпизоде «Не мо- жет быть» [5], где ученый Лосяш столкнулся с необъяснимым элементом бытия в виде инопланетного поющего и светящегося цветка. Отрицая повседневные смыслы, персонаж стремился к уподоблению неопознанного к истине, но, как и все экзистенциалисты, в возведении абсолюта цели не достигал, пока его друг Копатыч внушал, что таковой и вовсе нет. Лосяш уничтожил цветок во имя чести науки, но сохранил запись пения и в будущем имитировал свечение фо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=