Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

132 Рис. 1. Причины проблем в общении между студентом и пациентом Относительно фактора «разница в возрасте» мнения респондентов расхо- дятся. Для значительной части больных (92 %) этот фактор является особенно важной причиной проблем общения со студентами. Однако, по мнению студен- тов, для эффективного общения возраст не имеет значения. Только 24 % из них согласны с мнением, высказанным пациентами. Почти все пациенты (90 %) считают, что студенты недостаточно внимательно их слушают и часто отсутст- вует обратная связь (92 %), а только 24 % студентов считают указанные факто- ры причиной проблем общения. Использование сложной медицинской терми- нологии выделилось в качестве третьего важного фактора, выделенного как причина неустойчивой коммуникации между двумя сущностями (соответст- венно 82 % для студентов и 92 % для больных). Анализ результатов проведенного исследования дает основание сделать вывод, что среди наиболее частых проблем в общении студента и пациента проявляются: нехватка времени для более длительного общения, разница в воз- расте, сложная терминология, отсутствие обратной связи, часто дающие непо- нятные объяснения состояния больного и предстоящих обследований и мани- пуляций, необходимость повышенного терпения, вежливость и внимание в про- цессе общения со стороны студентов. Все это должно обратить внимание пре- подавателей на более глубокую предварительную подготовку студентов к рабо- те в клинических условиях, с целью сокращения количества поводов для осу- ществления эффективного процесса общения с пациентами. Литература 1. Андонова А. Обучението по здравни грижи през погледа на преподава- телите / Сп. Управление и образование, VII (3). Бургас : Изд-во БУ «Проф. д-р Асен Златаров», 2018. С. 341–344. 2. Грудева М. Специфични особености на процеса обучение във висшето медицинско училище // Теория на обучението на студенти от професионално направление «Здравни грижи». Варна : Изд-во МУ – Варна, 2018. 3. Томова, И. Бариери в процеса на обучение между студент и пациент // Black Sea Journal of Medicine and Public Health. Vol. 1. Бургас : Изд. БУ «Проф. д-р Асен Златаров», 2022. С. 164–171. 24% 82% 82% 24% 24% 88% 92% 92% 56% 90% 92% 98% 0% 20% 40% 60% 80% 100% 120% отсутствие обратной связи используя медицинский термин пробел в знаниях неспособность услышать ответчика разница в возрасте нехватка времени пациенты студенты

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=