Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

129 Ив. Б. Дянкова Медицинский университет «Проф. д-р Параскев Стоянов» (Варна, Болгария), магистр II курса (заочная форма обучения) Научный руководитель – М. Ив. Грудева ПОВЕДЕНИЕ, РАСКРЫВАЮЩЕЕ ПОТЕНЦИАЛ ПАЦИЕНТА КАК СУБЪЕКТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение в медицинских университетах имеет свою специфику. Одной из уникальных ее особенностей является участие третьего субъекта, роль которого чаще всего играет пациент. Термин «пациент» (patients) латинского происхож- дения и в переводе буквально означает «терпеливый, страдающий». По опреде- лению болгарского толкового словаря – это «больной, который лечится у вра- ча» [6]. По мнению М. Грудевой, смысл этого понятия: человек, который нуж- дается в медицинской помощи из-за проблем со здоровьем, выпал из комфорт- ной среды жизни и попал в больничную обстановку, которая для него новая и нетипичная [3, с. 103]. В конце концов, пациент – это «тот страдалец, который в болезненном состоянии не может управлять телом и /или сознательной пси- хической деятельностью и своим социальным функционированием» [2, с. 97]. Сама связь «преподаватель – студент – пациент» в условия практического обучения определяется как сложное из-за того, что каждый из этих субъектов является сложной личностью со своими биологическими, психическими и со- циальными характеристиками. Чтобы субъект был активным, пациент дол- жен проявлять сознательность, общительность, отзывчивость, ответственность и т. д., иметь и исполнять определенные функции, роли. Именно ради этого обстоятельства поведение пациента является исключительно важным для ка- чества и эффективности процесса обучения. Это требует более углубленного изучения и пояснения. По мнению М. Ачковой, важным проявлением в поведении пациента явля- ется его отношение к собственному здоровью. В этом направлении автор выде- ляет четыре типа отношений: оптимистичное, фаталистичное, пессимистичное и реалистичное [1], что дает основание другим авторам выделить различные виды поведения: уравновешенное, спокойное и терпеливое; адаптированное, тревожное; отрицающее болезнь поведение; пассивно-агрессивное и враждеб- ное; поиск «дополнительного дохода» от болезни и т. д. [4, с. 127]. На поведе- ние пациента оказывают влияние различные факторы: вид его страдания, тя- жесть заболевания, риск осложнений, прогноз заболевания, опасность инвали- дизации, культура здоровья и интеллигентность, социальный статус, ценност- ная система и др. [5, с. 89]. Особое влияние на поведение пациента оказывает его адаптация к больничной обстановке. Чаще всего она сопровождается силь- ными эмоциональными переживаниями, такими как страх и стыд [2], [4], [5], [6]. Особенные проблемы в этом направлении встречаются у больных, приня- тых в срочном порядке [5, с. 88]. Для более безболезненного преодоления влия- ния этих факторов необходимо организовать эффективное обучение, которое

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=