Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

117 доступна всем слоям населения. Он считал, что каждый человек имеет право на образование и на доступ к знаниям. Таким образом, И. Кант сформулировал понятие просветительской дея- тельности, которая основана на свободе мысли, научном знании и доступности для всех людей. Его идеи и определение просветительства оказали огромное влияние на развитие образования и науки, а также на создание условий для сво- бодного развития человека в обществе. Юрген Хабермас – один из самых известных и влиятельных немецких фи- лософов и социологов XX века – в своем труде «Познание и интерес» рассмат- ривает концепцию просветительства и его роль в формировании современного общества [2] В его трудах, просветительская деятельность имеет своими целями рас- пространение знаний и истинных убеждений среди граждан, а также повыше- ние культурного уровня общества в целом. Он считает, что просветительская деятельность необходима для обеспечения рациональности и демократических ценностей в обществе. Автор уделяет также внимание вопросу ограничений просветительской де- ятельности со стороны государства и власти. Он считает, что государство должно быть гарантом свободы мысли и слова и поддерживать условия для свободной дискуссии и обмена мнениями в обществе. Ю. Хабермас, как и И. Кант, рассматривает просветительскую деятель- ность как основное средство для достижения свободы и развития личности. Однако он трактует его не только как социальную защиту или образование, но и как важный элемент демократической жизни общества. В отличие от И. Канта Ю. Хабермас считает просветительскую деятельность не только инструментом развития личности, но и ключевым элементом демократического общества. Кантовское определение просвещения как освобождения от невежества и узурпации представляет собой важный аспект, связанный с формированием критического мышления и индивидуальной автономии. Хабермасовская кон- цепция просвещения в свою очередь представляет собой философское понима- ние роли коммуникативной деятельности и общественного диалога в процессе формирования общественных ценностей и достижения консенсуса. И. Кант в своем труде «Ответ на вопрос: Что такое просвещение?» опреде- ляет просвещение как процесс выхода человека из состояния несовершенноле- тия, обусловленного его незрелостью или неспособностью пользоваться своим разумом без помощи других. Он призывает людей использовать свой разум для понимания мира, формирования собственных мнений и принятия независимых решений [3]. Ю. Хабермас в своих трудах рассматривает просветительскую деятель- ность как важный элемент общественной коммуникации и демократического развития. Он подчеркивает значение свободного обмена идеями, диалога и от- крытой публичной дискуссии для достижения разумного консенсуса в об- ществе. В контексте правового регулирования просветительской деятельности Ю. Хабермас подчеркивает необходимость обеспечения свободы слова, свобо- ды выражения мнений и гарантий участия граждан в общественной жизни [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=