Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

116 В. В. Черепанов Институт инновационных образовательных практик, II курс магистратуры (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. А. Куликова АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», ОПИРАЯСЬ НА ТРУДЫ И. КАНТА И Ю. ХАБЕРМАСА Просветительская деятельность имеет долгую историю в разных уголках мира. Идея просвещения людей возникла еще в Древней Греции, где философы, в их числе Сократ и Платон, развивали у своих учеников критическое мышле- ние, способность анализировать и сомневаться в устаревших убеждениях. В Средневековой Европе просветительство было связано с церковью, которая имела монополию на образование и науку. Со временем появились новые идеи, которые способствовали развитию науки, философии и культуры. Понятие просветительской деятельности в России претерпело значитель- ные изменения с эпохи просветительских обществ после отмены крепостного права до настоящего времени. Если в XIX веке просветительская деятельность считалась основной задачей государства и общества, направленной на повыше- ние уровня образования и культуры населения, то в XX веке в России она огра- ничивалась, особенно в периоды политических репрессий и диктатуры. В настоящее время Федеральный закон «Об образовании в Российской Фе- дерации» дает, хоть и вызывающее споры, тем не менее достаточно емкое определение рассматриваемому понятию. «Просветительская деятельность – это деятельность, осуществляемая вне рамок образовательных программ, направленная, в частности, на распространение знаний, опыта, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека» [1]. Чтобы разобраться в сущности понятия «просветительская деятельность», предлагаем обратиться к более ранним источникам, в которых дается его опре- деление. Так, например, Иммануил Кант в своем труде «Ответ на вопрос: Что такое просвещение?» утверждал, что просветительская деятельность – это вы- ход человечества из несовершенства, причиной которого является его соб- ственная неспособность использовать свой разум без направления со стороны других. Он призывал людей не только использовать свой разум, но и сделать это без страха перед авторитетами и без привязки к традициям [3]. По мнению И. Канта, просветительская деятельность должна быть основа- на на рациональном мышлении и научном знании, а не на догматических убеж- дениях и вере. Он подчеркивал важность свободы и мысли для развития инди- видуальности и высшего блага общества. Он также считал, что основной зада- чей просветительской деятельности является образование людей, чтобы они могли принимать решения на основе своего разума и знаний [3]. И. Кант обращал внимание на то, что просветительская деятельность не должна ограничиваться только учеными и интеллектуалами; она должна быть

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=