Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

11 она перестает быть идеалом искусства в глазах героя, и их отношения сразу же прекращаются по настоянию Дориана, который больше не хочет с ней видеться. Бедная девушка совершает самоубийство, но ему безразлична эта новость. Только при виде портрета, который является совестью и прямым отобра- жением пороков персонажа, Дориан начинает осознавать, к чему приводит его безнравственность. К сожалению, в обществе к нему уже не относятся радушно и стараются избегать общения. Бэзил Холлуорд при встрече с Дорианом Греем видит, во что превратился портрет, он пытается помочь другу, но тот уже будто потерял свою человечность: «в нем проснулось бешенство загнанного зве- ря» [7], ненависть, соблазн совершения расправы над создателем портрета. Ге- рой решается последовать наставлению Лорда Генри: «Единственный способ отделаться от искушения – уступить ему». Он жестоко убивает художника, и на следующее утро, вспоминая о содеянном, снова испытывает чувство ненависти к убитому и стремится подавить в себе эту злобу, вдруг он думает: «Бедный Бэ- зил! Какая ужасная смерть!». Дориан понимает, что такой грех «нужно изгнать из памяти, усыпить маковыми зернами, задушить поскорее, раньше, чем он за- душит того, кто его совершил». Благодаря Алану Кэмпбэллу он избавляется от тела Бэзила Холлуорда, но портрет напоминает о преступлении своим ужасаю- щим видом. Дориан всё больше раскаивается, пытается бороться с прошлым и искупить свои грехи; эмоциональное напряжение также обусловлено смертью брата Сибилы Вэйн, но затем «великая любовь и великое горе гибнут от избыт- ка своей силы». Он надеется на спасение, выход из духовно-нравственного кри- зиса, поэтому уезжает из города, где все знают его, и отправляется в деревню, где встречает девушку Гетти, очень напоминающую Сибилу Вэйн, и влюбляет- ся в неё. Дориан собираеся убежать с ней, но в последний момент решает не де- лать этого, считая, что так спасает девушку. Происходит сопротивление героя потере души, он беседует с Лордом Генри Уоттоном о том, возможно ли её вернуть, а дальше понимает, что «загрязнил ее, растлил свою душу, дал отвра- тительную пищу воображению, что его влияние было гибельно для других, и это доставляло ему жестокое удовольствие» [там же]. Он думает, что своим поступком по отношению к Гетти Мертон заслужил прощение и решается по- смотреть на портрет, но видит перед собой ещё более безобразный облик, осо- знавая, что окончательно достиг духовно-нравственного кризиса, и его благо- деяние к девушке сделано лишь из тщеславия. Дориан Грей не выдерживает этого и пытается убить портрет, но умирает сам и приобретает свой истинный об- лик, соответствующий внутреннему миру с утраченными нравственными ценно- стями. Таким образом, главный герой произведения «в сатану не мутирует», но «условием для такой трансформации Дориана Грея в демона оказывается культ дендизма, эпатажным выразителем которого стал сам Оскар Уайльд» [4]. Таким образом, рассмотрение духовно-нравственного кризиса героя рома- на «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда позволило прийти к выводу, что писатель выразил свои взгляды на искусство и ценностные ориентиры через ге- роев и их жизненный путь.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=