Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

104 нацеленного на выявление смыслов будущего, выступает жанр антиутопии» [2]. Как показали исследования Б. Г. Ананьева, в этот период наилучшее развитие получает внимание, а именно пика своего развития достигает его объём, устой- чивость и избирательность. Мышление отличается большей гибкостью и анали- тичностью. Л. С. Выготский отмечал, что внутри единого мыслительного акта взрослого человека постоянно происходят переходы от образного к логическо- му мышлению и обратно, т. е. происходит интеграция различных видов мыш- ления и быстрое переключение между ними [1]. К данному возрастному перио- ду развитие когнитивных функций достигает своего пика, и дальнейшее их со- вершенствование зависит от стремлений, желаний и рода деятельности челове- ка. Одним из стимулов дальнейшего развития мыслительных способностей вы- ступает чтение, которое способствует развитию критического мышления, за счёт анализа неоднозначных ситуаций, в которых находится главный герой. Чтение предоставляет большие возможности для развития интеллекта и, следо- вательно, соответствует психологическим особенностям молодёжи. Прост- ранство, созданное в антиутопических произведениях, помогает студентам по- чувствовать альтернативную реальность, окунуться в новый несуществующий мир. С другой стороны, сравнение вымышленного и реального мира способ- ствует развитию критического мышления, собственных идей и мировоззрения. Через подобное сравнение читатель видит крайности, до которых могут довести определённые общественные течения, думает о последствиях, о том, какое пове- дение людей (или его отсутствие в переломный момент) привело к сущест- вующему положению дел и как его можно избежать в реальном мире. Таким об- разом, в студенческие годы происходит активное развитие личности, которая не только самоопределилась профессионально, но и продолжает формировать свои жизненные ценности. А чтение помогает в дальнейшем развитии психических процессов, обогащает внутренний мир, формирует коммуникативные навыки, что в конечном итоге находит отражение в становлении взрослой личности. Поэтому, использование литературных произведений в жанре антиутопий способствует формированию мотивации студентов и отвечает их возрастным особенностям, а, значит, является отличным методическим средством для раз- вития умения чтения. При этом обучение чтению предполагает, в частности, формирование умений использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое). То есть, преподаватель может использо- вать различные способы работы с текстом. Например, работать с отдельным фрагментом, содержащим наиболее важную информацию, сочетающуюся с те- мой занятия или знакомиться с сюжетом в целом, давая задания на поиск опре- делённой информации в тексте. Разумеется, литературные произведения можно использовать не только при обучении чтению, но и для развития продуктивных умений, таких как го- ворение и письмо. Сюда входит умение аргументированно выражать своё мне- ние о поставленной автором проблеме, давать оценку поступкам героев, напи- сание рецензии и отзыва о книге [3]. Кроме того, тексты литературных антиутопий нередко затрагивают проб- лему изменения или же полного создания нового языка, что, в свою очередь,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=