Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

103 А. А. Скляренко Факультет иностранных языков, I курс магистратуры (очная форма обучения) Научный руководитель – О. А. Бобок МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОМАНОВ-АНТИУТОПИЙ НА ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ Изменения в политическом устройстве, бурное научное развитие и гло- бальные катастрофы прошлого тысячелетия послужили толчком к возникнове- нию жанра антиутопии на рубеже XIX–XX века. Сюжеты литературных анти- утопий оказывают своё влияние на формирование читательской мотивации мо- лодого поколения, так как, во-первых, они содержат элементы фантастики и переносят читателя в отвлечённый выдуманный мир. Во-вторых, обращение к этому жанру связано с возрастными особенностями и изменением социальной ситуации развития в периоды юности и молодости, так как учащиеся находятся в начале своего собственного индивидуального жизненного пути, тем самым пытаются найти свои идеалы и духовные ценности [4]. Проблемы, которые поднимают писатели-антиутописты (границы свободы, независимость от обще- ственного мнения, бунт против принятых норм, ограниченность мышления) особенно актуальны в периоды юности и молодости, когда происходит станов- ление личности с её собственным мировоззрением и точкой зрения. В антиуто- пиях читатели находят отражение недавнего прошлого, настоящего и самих се- бя в окружающем мире. Подобные произведения заставляют задуматься о нега- тивных общественных тенденциях и о том, какое место занимает каждый от- дельный индивидуум в этой системе. Антиутопия «выступает самостоятельной формой социально-гуманитарного познания, развивается как способ выявления смыслов будущего» [2]. Одной из перспектив, которую выбирают современные юноши и девушки, это продолжение обучения и получение высшего образования. В студенческое время происходит окончательный переход к взрослости, прежние качества лич- ности наполняются новым содержанием. Эти процессы находят своё отражение в усилении волевых качеств (целеустремлённости, инициативности), а также в становлении своей жизненной позиции. Расширяются границы познания, а вместе с тем и круг тем, интересующих молодое поколение. То есть, рассмат- ривая студента как активно развивающуюся личность, можно сказать, что чте- ние художественной литературы вносит большой вклад в формирование соб- ственных мыслей и идеалов. Книги активно делятся своим опытом и знаниями, которых порой так недостаёт. Современным студентам было бы интересно чи- тать про героев, находящихся на схожем переломном жизненном пути, которые стараются активно проявлять свою индивидуальность, а также про ситуации будущего. Погружаясь в подобные произведения, юноши и девушки ищут от- веты на вопросы самореализации, поиска своего «я» в мире. Одним из жанров, во многом предлагающим ответ на эти вопросы, является антиутопия. «В нас- тоящее время наиболее популярной формой художественного текста, напрямую

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=