Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

10 направление», которое «предполагает возможность научного познания практи- ки ценностных отношений»; существует три уровня аксиологического изучения литературы: микроуровень отдельного произведения, макроуровень литератур- ного процесса и мезоуровень, который позволяет понять ценности автора на основе текста [8]. Ценностные ориентиры автора романа «Портрет Дориана Грея». Ос- кар Уайльд, будучи эстетом, отмечает: «цель искусства в создании настроения и многозначной красоте, а цель автора произведения в том, чтобы зачаровы- вать, восхищать и доставлять наслаждение», а также писатель «возводит на центральное место процесса познания – искусство, ставит его выше науки и ре- лигии сознательно, оно полностью захватывает его внимание, мышление и во- лю, он без остатка отдается ему и формирует свое «Я» в соответствии с целями и сущностью искусства, в результате пред нами предстает ключевая фигура эс- тетизма и искренний приверженец гедонизма» [5]. Автор отмечает в своём ро- мане: «Художник не моралист» [7]. Эти слова приобретают особую роль в вос- приятии духовно-нравственного кризиса Дориана Грея читателем. Духовно-нравственный кризис Дориана Грея. Изначально читатель зна- комится с Дорианом Греем во время его пребывания в мастерской художника Бэзила Холлуорда. Юноша очень красив, и Лорд Генри, друг Бэзила Холлуор- да, называет молодого человека «Адонисом, словно созданным из слоновой ко- сти и розовых лепестков». Художник предчувствует духовно-нравственный кризис в жизни Дориана Грея, когда говорит: «В судьбе людей, физически или духовно совершенных, есть что-то роковое – точно такой же рок на протяжении всей истории как будто направлял неверные шаги королей». В Дориане «чув- ствовалась искренность и чистота юности, ее целомудренная пылкость» [8]. Следовательно, Дориан в это время не был подвержен каким-либо факторам, которые могли бы изменить его эталонное состояние ценностей. Тем не менее в его жизни появляется Лорд Генри, которого так часто при литературных ана- лизах обоснованно сравнивают с Мефистофелем из пьесы Иоганна Вольфганга фон Гёте «Фауст». И. В. Кабанова отмечает: «Сэр Генри хочет сделать Дориана воплощением своего идеала о слиянии искусства и светского образа жизни». [3] Он выступает в роли искусителя Дориана Грея, говорит с ним о жизни ради удовольствия, соблазняет его поддаться страстям этого мира. Юноша задумы- вается о красоте и ее недолговечности и приходит к выводу, что готов отдать все, лишь бы портрет старел вместо него. Герой слишком наивен для того, что- бы понять, что Лорд Генри Уоттон постепенно вовлекает его в свои сети, веду- щие к нравственному растлению, и бороться с искушением. Действительно, по замечанию Г. Р. Консона, Лорд Генри Уоттон «стремится развенчать устоявши- еся моральные ценности, и в этом он для общества является источником ката- строфизма», то есть он и есть причина духовно-нравственного кризиса для каждого взаимодействующего с ним человека [4]. Дальнейшим показателем успешного влияния Лорда Генри на неокрепший ум Дориана Грея становится отношение последнего к Сибиле Вэйн. Дориан Грей считает, что влюблён в де- вушку, но на самом деле лишь очарован талантливой игрой актрисы. Поэтому как только Сибила Вэйн от счастья не может так хорошо исполнять свою роль,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=