Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

86 По происхождению интерфиксы можно также разделить на три группы: 1. Элементы, появившиеся в результате переразложения. Переразложение представляет собой исторический процесс перемещения границ морфем в струк- туре слова. Так, в ходе этого процесса из конечных частей основы возникли асе- мантические элементы для приспособления значимых частей друг к другу (как правило, возникали выросты для приспособления суффикса к корню). Например, в слове хранилище этимологически выделялись суффиксы -л- и -ищ- ; в резуль- тате переразложения элемент -л- десемантизировался, но так как суффикс -ищ- вычленяется (по аналогии с убеж-ищ-е ), то -л- остается «чисто механическим» элементом, служащим для приспособления значимых частей слова друг к другу. Эта группа интерфиксов является самой многочисленной по данному при- знаку ( -л-, -в-, -ин-, -ов- и т.д.). 2. Элементы, появившиеся на морфемном шве по морфонологическим зако- нам: например, вставка согласных звуков для устранения открытого слога ос- новы существительного ( -j- : купе- j -ный, кофе- j -ник; -ш- : вчера- ш -ний, домино- ш -ник ). 3. Элементы, появившиеся в результате их переноса из конца основы заим- ствованного слова в русский язык, например, арго (фр. argo t ) – арго- т -изм , арго- т -изация . В языке-источнике эти элементы нередко являются самостоятельной морфемой или её частью, однако отсутствуют в непроизводных словах, заим- ствованных русским языком. Именно такое сопоставление и способствует их вы- делению в качестве интерфиксов (например, кабаре – кабаре- т -ист (фр. caba- re t ), ню – ню- д -исты (фр. nu d e )). Кроме того, типология интерфиксов может быть рассмотрена с точки зрения морфологической принадлежности производного слова , образование которого сопровождается интерфиксацией: интерфиксы, преимущественно использую- щиеся при образовании, во-первых, имен существительных ( -л- , -в-, -т- и др.), во-вторых, имен прилагательных (преимущественно используются интерфиксы -ов- , -ев- , -ин- , -ан-, -ат- и др.), в-третьих, имен числительных (как правило, в сложных порядковых числительных встречаются интерфиксы -и- , -ух- , -ёх- : пят- и -сотый, дв- ух -сотый, тр- ёх- тысячный, четыр- ёх -миллионный), в-четвертых, в глагольных формах, включая атрибутивные (причастие и деепричастие) ( -j- : чита-[ j ]-Ø, сгора-[ j -у]т, сме[ j -а], счита[ j -э]мый ). Таким образом, несмотря на неоднозначность решений, принимаемых линг- вистами в отношении вопросов интерфиксации в русском словообразовании, теория асемантических элементов заслуживает пристального внимания, и созда- ние простейших типологий так или иначе способствует её исследованию и си- стематизации Литература 1. Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию // Избранные ра- боты по русскому языку. – М. : Учпедгиз, 1959. – С. 419–442. 2. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование : учеб. по- собие. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Флинта ; Наука, 2011. – С. 117–143.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=